Особенности изготовления византийской мозаики

Материалы для мозаики

Для создания картин был найден превосходный материал – смальта. По своей сути – это стекло, в составе которого имеются частицы различных металлов, придающих материалу определенный оттенок. Например, если в стекло добавить немного золота, то получается материал с золотистым блеском. Именно из-за такого характерного блеска большинство мастеров из этого материала изготавливают фон для своих картин. Также в расплавленную массу можно добавить ртуть и медь. Этот способ позволяет придать кусочкам мозаики определенный оттенки, которые просто необходимы для создания оригинальных композиций.

2. История мозаики

Большой славой в эпоху эллинизма пользовались произведения пергамского художника Соза, о котором Плиний говорит, как о самом искусном греческом мастере мозаичной живописи. В Пергаме, во дворце Атталидов, Соз набрал мозаичный пол, на котором были изображены беспорядочно разбросанные после пиршества остатки кушаний – рыбьи кости, клешни крабов, овощи, фрукты, раковины и т. п. Здесь же была изображена мышь, грызущая орех, и птицы, которые клевали ягоды. Эта шуточная картина была выполнена в натуральную величину с невиданным до того в мозаичном искусстве мастерством.Столь же прославленной была и другая мозаика Соза, также украшавшая пол,- «Голуби на чаше».На ней была изображена, по описанию Плиния, «пьющая голубка, затемняющая поверхность воды тенью своей головки; остальные сидят, прихорашиваясь». Очевидно, это произведение было в свое время очень популярно, так как при раскопках в Италии было найдено несколько вольных подражаний ей.Плиний говорит, что Соз в своих мозаиках употреблял «мелкие кубики, окрашенные в разные цвета». Здесь, вероятно, речь идет о стеклянных кубиках, так как для них разноцветность более характерна, чем для камешков. Но зато с полной достоверностью установлено, что целиком стеклянными были мозаичные полы на острове Делос, относящиеся ко II в. до н. э. На этих мозаиках кладка цветных кубиков, иногда очень мелких, была столь совершенной, что позволяла выполнить чрезвычайно тонкий рисунок.За счет эксплуатации порабощенных народов роскошь декоративной отделки общественных зданий, дворцов, храмов и частных домов зажиточных слоев населения достигает своего апогея. Мода на мозаику как на один из наиболее пышных и дорогих способов художественной отделки строений распространяется до небывалых пределов. Все чаще и чаще наблюдаются случаи украшения мозаикой не только полов, но и стен зданий. Каждый сколько-нибудь имущий хозяин стремится завести у себя в доме хотя бы небольшую мозаичную картину или выложить на полу у входа из мелких кусочков фигуру оскалившегося пса с надписью: «cave ca-nem» -«берегись собаки».Сам Цезарь приказывает возить за собой в походах мозаичные плиты, чтобы выстилать ими пол в своей палатке.Римляне не удовлетворяются сдержанностью красок греческих мозаик и начинают применять в мозаике агат, оникс, бирюзу, изумруд и прочие драгоценные камни. Однако из-за дороговизны подобных материалов развитие мозаики в этом направлении ограничивалось, что натолкнуло на преимущественное использование стекла, как материала, дающего не меньший декоративный эффект, но неизмеримо более дешевого и широко доступного.Переход на стекло открыл перед мозаикой новые возможности и способствовал еще большему ее распространению при отделке общественных зданий и домов богатых горожан.Огромной известностью пользуется мозаика, найденная в Помпеях, в так называемом доме Фавна, изображающая последний момент битвы Александра Македонского с Дарием при Иссе. Она считается копией с живописного оригинала, который приписывается греческому художнику Филоксену из Эритреи, современнику Александра.В картине поражает огромное внутреннее напряжение и глубина характеров действующих лиц. Лицо Александра, сего горящим взглядом и резкими угловатыми чертами, совсем некрасивое, по-видимому, имеет большое сходство с оригиналом и совершенно не напоминает многочисленные идеализированные портреты этого героя. На лице царя Дария, который видит гибель одного из близких ему людей, художник передал сложное выражение ужаса, жалости и беспомощности.Мозаика украшала пол одной из комнат дома Фавна и занимала площадь в 15 кв. м. Для ее изготовления потребовалось около полутора миллионов кубиков из естественных горных пород. В мозаике использовано ограниченное число цветов: черный, белый, желтый и красный.Гете, неоднократно любовавшийся этим замечательным произведением искусства, писал, что каждый раз, подходя к нему, «мы все снова возвращаемся к простому и чистому восторженному изумлению».

.1 Общая характеристика и периодизация мозаик

Мозаики
<#”803006.files/image010.jpg”>

Данные мозаики отличаются естественностью в передаче человеческого тела,
мягкостью в изображении драпировок, живостью в ликах.

Советский искусствовед В.Н. Лазарев в своей книге «История византийской
живописи» отзывается об этих мозаичных произведениях вот таким образом:

«Как образ Марии, так и образ архангела дышат настолько большой
чувственностью, что с первого взгляда становится очевидной их преемственная
связь с образами никейских ангелов. Мы имеем здесь первоклассный столичный
памятник, примыкающий к тем эллинистическим традициям, которые никогда не
умирали на константинопольской почве. Богоматерь торжественно восседает на
троне. Ее широкая, массивная фигура, при всей монументальной замкнутости
контура, свободно развернута в пространстве. Этому пространственному
впечатлению немало содействует подножие трона, данное в смелом ракурсе. Вместо
того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает ее так, как будто
она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки
того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь
же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии.
Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы – все придает ему земной
характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворенностью. Большие глаза,
печальные и неподвижные, являются зеркалом души. Это же своеобразное сочетание
чувственности и одухотворенности поражает в чудесном лике ангела, таком
неповторимом в своем аристократизме и в своей ярко выраженной индивидуальности.
Рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших
воплощений византийского гения…».

Особенности византийского стиля

Как уже упоминалось выше, главной особенностью византийского стиля служил золотистый фон, который присущ для большинства картин. В качестве техники набора применяется обычно прямой набор. Еще одной особенностью мозаичных панно выполненных в византийском стиле, является наличие четких контуров каждого объекта представленного в картине. Как правило, чтобы добиться этого, для контура использовались кубики мозаики, выкладываемые в ряд. Если картину разглядывать с большого расстояния, то такие контуры позволят сделать действующих персонажей более заметными на золотом мерцающем фоне.

Византийская мозаика

Презентацию подготовила

Канева Татьяна Васильевна

учитель истории МБОУ «СОШ с. Петрунь»

Г. Инта, Республика Коми

История восходит к третьему или четвертому веку нашей эры. Именно этим временем датируются одни из самых древних образцов мозаики.

  • Смальта.
  • По сути, этот материал был стеклом, в которое добавляли частицы металлов для придания ему определенных оттенков. Так с добавлением золота, стекло приобретало золотой блеск. Именно этот блеск, побудил многих мастеров выбирать золотую мозаику для фона картин.

Византийцы с помощью простых инструментов элементам мозаики придавали элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно. И все же основным мозаичным элементом стали кубики.

Ещё в расплавленную массу смальты добавляли в разных соотношениях медь и ртуть. Так древние мастера добивались того, что частички мозаики приобретали различные оттенки, необходимые для создания композиции.

Еще одной особенностью является наличие четких контуров каждого объекта представленного в картине. Если картину разглядывать с большого расстояния, то такие контуры позволят сделать действующих персонажей более заметными на золотом мерцающем фоне.

Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь).

Мозаика в современности

Большинство приемов византийской мозаики используется и в современных мозаичных композициях.

Мозаика в современности

Византийская мозаика остается

одним из основных видов художественно – декоративного искусства современности.

В провинциальном городке, расположенном на берегу Адриатического моря, часто менялись правители, и каждый из них старался украсить Равенну новыми дворцами и храмами, в результате чего итальянская жемчужина становится главным центром архитектурного искусства страны. Расположенная между Востоком и Западом, она является настоящей сокровищницей уникальных исторических памятников, восемь из которых находятся под защитой ЮНЕСКО.

Однако главной достопримечательностью благословенной Равенны считается ценнейшая мозаика, которую наблюдаешь буквально повсюду. Качество ее исполнения удивляет и очаровывает каждого, кто прикасается к культурному наследию города с богатым прошлым.

Флорентийская мозаика

Основателем первой профессиональной мастерской был герцог Фердинанд I ди Медичи. По его приглашению приезжали лучшие мастера камнерезы с Италии и даже других стран. Сырье добывалось в родной стране и поставлялось с:

  • Индии;
  • Ближнего Востока;
  • Африки.

Такая работа была очень важной для все страны. Она приносила огромную прибыль и пользовалась популярностью у европейских правителей

Картины из камня, созданные в Флоренции украшали самые роскошные дворцы и палаты королей.

Метод изготовления флорентийской мозаики характеризуется точнейшим подгоном каждой детали будущего полотна. Между камнями разного цвета и текстуры просто невозможно рассмотреть даже малейшие швы и линии стыка. Поверхность обретала идеальную гладкость после шлифовки.

Такая мозаика отличается не только красотой, но и долговечностью. Все краски, присутствующие на полотне, не тускнеют даже по прошествии многие веков. Между оттенками есть очень плавный переход, благодаря этому полотно превращается в настоящую картину, которую даже нельзя назвать инкрустацией. Мастера из Флоренции часто использовали в качестве основного фона мрамор черного цвета. на нем другие краски смотрелись еще ярче и привлекательнее.

Флорентийские мастера работали со многими полудрагоценными камнями, но их любимым материалом были:

  • яшма;
  • сердолик;
  • аметист;
  • халцедон;
  • кварц;
  • оникс;
  • бирюза;
  • лазурит.

Благодаря использованию высоких температур получалось придать камням нужный оттенок. Мрамор, подогретый до нужной температуры, становился розовым, а халцедон становился ярче, усиливалось его сияние.

Икона «Лествица»

Конец XII века. Монастырь Святой Екатерины, Синай

Wikimedia Commons

Одной из самых популярных книг у византийцев было поучительное сочинение VII века «Лествица» Иоанна Лествичника: описывая в своих словах-наставлениях монашеские добродетели и пороки, Иоанн рисовал образ духовного восхождения монаха к Богу. Текст «Лествицы» послужил основой одноименной иконографии, сложившейся в XI веке и ставшей необыкновенно популярной в средневизантийский период. Самым знаменитым ее примером является синайская икона конца XII века. Тридцать ступеней лестницы (по числу слов-наставлений) составляют смысловой центр композиции: монахи, возглавляемые Иоанном Лествичником и архиепископом Антонием (возможно, главой синайского монастыря, для которого икона и была написана), восходят ко Христу, некоторые же члены братии, не выдержав искушения, падают в черную пасть ада. Исключительно высокая по качеству икона могла быть создана как на Синае, так и в Константинополе. В пользу местного происхождения свидетельствует ее оборот, украшенный взятыми в круг крестами и надписью «Иисус Христос ника» (с греческого — «Иисус Христос побеждает») — аналогичные изображения присутствуют на нескольких других памятниках XII века из собрания монастыря.

Идеально сбалансированная композиция (две диагонали, образованные лестницей с одной стороны и взирающими друг на друга монахами и ангелами с покровенными руками, свидетелями монашеского подвига, — с другой), тонкость письма (прием «золото на золоте», при котором золотой фон оживляют мерцающие, будто залитые мистическим светом нимбы и диски), воплощенный в иконе образ аскетической праведности и трудного восхождения к жизни вечной делают «Лествицу» одним из совершенных созданий зрелого византийского искусства.

Основы композиции

Мозаики Византии всегда отличались от художественных работ других государств. Целью мастеров была точная оттенков, для чего они использовали множество материалов. Основные приемы византийской мозаики:

  • золотой фон;
  • работа начиналась с нанесения контуров;
  • применение цветного стекла;
  • картины рассчитаны на восприятие с большого расстояния;
  • символичность образов.

Обязательным было нанесение золотой краски под мозаику. Благодаря этому оттенку законченная работа мерцала при дневном и искусственном свете. А когда ее освещало пламя свечи, казалось, что фон движется и переливается. Любое панно мастера начинали с нанесения контура, формирую своеобразную раскраску. Так как картины рассматривали с расстояния, нужно было четко разграничить все детали изображения.

Благодаря использованию множества цветов мозаика получалась яркой и объемной. Византийцы первыми стали применять цветное стекло. Оно переливалось под солнечными лучами и в свете пламени свечей. Подобными картинами украшали базилики, соборы и другие огромные сооружения, чтобы придать им более торжественный и нарядный вид. Мастера рассчитывали, что их работа будет выглядеть внушающей с большого расстояния. И поэтому они допускали небольшие неровности, вытягивали контуры, придавая панно особый эффект.

Есть несколько особенностей у византийских композиций:

  • пропагандистские цели;
  • постоянный поиск новых техник работы;
  • поздние мозаики отличались большей пропорциональностью;
  • обязательное соответствие религиозным канонам;
  • принадлежность каждой картины ее месту.

С помощью изображений мастера пытались передать народу христианские идеи. Для большей выразительности рисунков они искали новые составы материалов и технику укладки, смешивали стекло с разными веществами. В поздних образцах человеческое тело стало пропорциональным, мастера начали изображать силуэты в движении. Композиции всегда соответствовали канонам христианства, мозаики кратко символизировали Рай, Небо и земной мир. Каждую картину изображали на ее месте, подбирали подходящие образы для храмов и соборов.

Баптистерии

Кроме вышеописанных сооружений, в Равенне находится два баптистерия – арианский (Battistero degli Ariani) и православный (Battistero degli Ortodossi, или Neoniano).

Внутри данных сооружений, предназначенных для совершения таинства крещения, также можно встретить поразительной красоты мозаичные полотна. И те, и другие набирались примерно в одно время — вторая половина V — начало VI веков. Иконография изображений незамысловата: в сводах обоих зданий помещена сцена Крещения Христа, вокруг которой расположены фигуры двенадцати апостолов.

Разница замечается в деталях. Например, у апостолов в православном баптистерии имена подписаны, а у тех же учеников в арианском – отсутствуют.

Поэтому их сложно идентифицировать. Они вроде бы обладают некоторыми характерными чертами, но мы помним, что строгого канона изображения святых тогда не существовало. Это дает свободу интерпретации. Только Петр и Павел узнаваемы, так как в руках у них заметны их обязательные атрибуты: у первого – ключи от Рая, у второго – свиток .

Еще одно важное отличие заключается в разности истинно христианского и арианского вероучений, что отразилось в мозаичных изображениях. Христиане под крещением Христа понимают соединение Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Ариане уверены, что до момента крещения Иисус был простым человеком, и только в данном таинстве приобрел божественную сущность

Потому в арианском баптистерии на мозаичного Христа льется вода из клюва голубя, символ получения Иисусом новой природы

Ариане уверены, что до момента крещения Иисус был простым человеком, и только в данном таинстве приобрел божественную сущность. Потому в арианском баптистерии на мозаичного Христа льется вода из клюва голубя, символ получения Иисусом новой природы.

Замечательно в достопримечательностях Равенны то, что, глядя на здания снаружи, невозможно представить, какая мозаичная красота ждет внутри. Фасад построек никак не соотносится с интерьером. Так что, за порцией восхищения, восторга и удивления лучше отправляться именно сюда.

Архиепископская капелла

В бывшей резиденции равеннских епископов, которая сегодня является музеем, находится небольшая домовая церковь. Это и есть Архиепископская капелла (Cappella Arcivescovile di Sant’Andrea), освященная в честь апостола Андрея. Ее создавали на рубеже V-VI веков.

Что интересно, не все убранство здесь мозаичное, есть и расписанный (но гораздо позже) темперной краской люнет на сюжет снятия Господа с Креста.

Замешательство может вызвать мозаика над входной дверью капеллы. Это редко встречающийся образ Христа-воина. Он сложился под влиянием уже существовавших канонов изображения римских императоров.

Иисус одет в доспехи, через плечо перекинут голубой плащ, заколотый драгоценной булавкой; в правой руке – крест, в левой – раскрытая на надписи «Ego sum via, veritaset, vita» книга. Фразу можно перевести как «Я есть путь, истина, жизнь». Господь ногами попирает символы зла – льва и аспида. Да, лев выступает универсальным персонажем, могущим олицетворять как силы светлые, так и темные. С аспидом таких проблем не возникает: это тот самый змей, искусивший Еву яблоком с древа познания. Других значений у него нет.

Обязательными элементами любого (и мозаичного, и живописного) убранства христианского храма являются растительные орнаменты, узоры, птицы и цветы. Это все – символы райского сада. В случае с Архиепископской капеллой многочисленные лилии можно встретить на своде прямо над входом.

Доклад №2

Мозаика – это искусство составления единой картины или композиции из мелких частиц какого-либо материала. Как правило, мозаики, особенно крупные, предназначены для рассматривания с большого расстояния.

Мозаичное искусство было известно с древних времен, однако наивысшего расцвета оно достигло в периоды с VI по VII век и с IX по XIV век н.э., и произошло это в Византийской империи.  Именно византийцы впервые использовали для создания мозаики смальту. Смальта – это цветное непрозрачное стекло, выплавляемое с добавлением частиц металлов, например, меди, ртути, золота. Благодаря добавлению металлов в разных пропорциях стекло приобретало различные оттенки. Всего же византийцы использовали в своих мозаиках несколько сотен оттенков смальты.  С помощью инструментов смальту раскалывали на кубики приблизительно одинакового размера, которые аккуратно укладывали в мозаичные картины.

Главная тема мозаичных композиций того времени – библейские сюжеты, поэтому мозаики в основном служили украшением стен и потолков византийских храмов.

Византийский мозаичный стиль обладает рядом отличительных художественных особенностей.

Золотистый фон

Композиции традиционно размещались на золотистом фоне.  Цвет золота смальте придавало добавление к стеклу частиц этого металла. Отражение света на золотистых полотнах, дополняемое мерцанием свечей, создавало необыкновенную атмосферу. Золотой фон символизировал божественное сияние.

Различный угол наклона мозаичных элементов

Кусочки смальты укладывались в мозаику под разным углом наклона, благодаря чему игра света на неровных поверхностях создавала эффект движения и объемности изображенных на картинах фигур, оживляла их.   

Контур

Все объекты на мозаичных полотнах – фигуры людей, животные, предметы, – обязательно обрамлялись ровным контуром: рядом мозаичных кубиков более темного оттенка. Это придавало изображениям четкость на золотом мерцающем фоне.

Точность пропорций

Большинство византийских мозаик изображали человеческие фигуры в полный рост и очень часто в движении, при этом художники старались максимально соблюдать точные пропорции тел.

Некоторые из византийских мозаик сохранились до наших дней. Наиболее известны мозаики итальянской Равенны и турецкого Стамбула.  Самые знаменитые мозаики Равенны находятся в базилике Сан Витале, Мавзолее Галлы Плацидии, Неонианском баптистерии. На месте Стамбула во времена Византийской империи находился город Константинополь, ее столица. Сегодня византийскую мозаику в Стамбуле можно увидеть в Соборе Айя София и в Церкви Хора.  Сохранившиеся византийские мозаики – это уникальные памятники истории, культуры и искусства.

6 класс

Технология мозаики

Главным достижением византийцев в мозаичной технике было то, что они научились придавать стеклянным кусочкам любую форму. Но чаще всего старались использовать квадраты и прямоугольники. Редко встречаются в изображениях круги и овалы.

Прямой набор — это особенность техники византийской мозаики. Кубики смальты не шлифовали, их выкладывали в ряд плотно друг к другу. Происхождение мелких деталей связано с повышением уровня мастерства. Небольшие кубики позволяют точно изобразить черты лица, сделать картину более изящной и добиться мягкого перехода цветов. Художники итальянской национальности создавали грубые панно, византийские отличаются утонченной кладкой ликов, одежды, умелым изображением игры света и тени.

Еще одно отличие от мастеров других стран — золотой фон. Благодаря такой технике картины ложатся немного неровно, что придает им специфический отблеск. При этом соблюдаются пропорции фигур, хотя все лица выполнены по одному эталону. Его и сегодня можно заметить на иконах и других изображениях святых.

Греческая мозаика

В Коринфе есть самая ранняя греческая мозаика, относящаяся к 5 в. до нашей эры. Это полотно выполнено в черно-белом цвете. Мозаиками греки сначала украшали только храмы. Сцены картин были взяты из мифов и прославляли того иного бога. Постепенно богатые греки начали украшать подобными картинами свои дома. Часто горожане заказывали для интерьера не только мифические сюжеты, но и сцены из своей жизни. Это был один из способов демонстрации своего благосостояния.

В процессе работы мастера использовали мрамор и разноцветную гальку. Популярными были черные, серые и белые оттенки. Нравилось мастерам работать и со стеклом разных оттенков. Укладка фрагментов картины производилась на сырую известь. В доме Диониса археологами была обнаружена наиболее масштабная мозаика, где бога изображали рядом со старцем Икарием. Простой человек приютил Диониса в Афинах, а в знак благодарности бог научил человека искусству виноделия. Огромные греческие мозаики включены в списки наследия ЮНЕСКО, это культурные ценности, которые достойны внимания всего мира.

Команда ЛюбиКамни

Как вам статья?

Мне нравитсяНе нравится

Мозаичная роспись монастыря в Дафни

Остановимся еще на одном замечательном памятнике, который, может быть, наиболее полно отразил высокое мастерство, достигнутое художниками-мозаичистами Византии в XII в., – на росписи монастыря в Дафни, близ Афин.Каждая мозаика в Дафни представляет собой самостоятельную композицию и вместе с тем неотъемлемую часть стройного единого ансамбля росписи, органически связанную с архитектурой. Нужно заметить, что при этом мозаики не покрывают сплошь все стены, а оставляют незаполненными большие поверхности, которые подчеркивают красочное богатство росписи. Стройные и правильные по своим пропорциям человеческие фигуры изображены в сложных, иногда стремительных движениях и поворотах, формы переданы объемно, хотя большую роль играет четкая линия контуров, придающая изображению некоторую сухость. Основное назначение мозаик, по представлению византийских правящих кругов, заключалось в поучении верующих. Ясность в развитии сюжета и доходчивость до зрителя мозаик монастыря Дафни могут служить образцом для монументальной живописи.

Венецианская мозаика

Искусство венецианской мозаики развивалось под влиянием тех школ, которые существовали уже долгое время. Мастера вдохновлялись примером византийских, романских мотивов. Их работы украшали самые большие соборы и капеллы. Такие работы отличались стилизованной манерой исполнения.

На мозаиках можно увидеть грузные, достаточно тяжелые фигуры людей с довольно однообразными лицами. У них грубые черты лица, тяжелая одежда, ниспадающая жесткими складками. Здесь нет таких плавных цветовых переходов. В мозаиках преимущественно преобладают насыщенные, глубокие тона синего, зеленого, серого.

Мастера из Венеции в 13 веке декорируют ряд соборов. Их работы начинают постепенно претерпевать изменения. Изображения становятся более реалистичными и мягкими. Движения становятся «живыми», свободными. Такие изменения связывают с влиянием западной архитектуры и нарастанием актуальности реалистичных тенденций в искусстве.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий