Виды дорожных покрытий и их характеристики

Какие конструктивные слои имеет дорожная одежда

Дорожная одежда практически для любого объекта состоит из следующих групп слоев:

  • Поверхностный слой износа;
  • Верхний слой;
  • Основание;
  • Земляное полотно.

Если детальнее, то типовая конструкция дорожного полотна выглядит следующим образом:

  • Несколько слоев различного асфальтобетона;
  • Щебеночный слой из щебня разных фракций;
  • Геосетка или георешетка;
  • Песчаный слой;
  • Геотекстиль;
  • Земляное полотно.

Также при строительстве некоторых типов автодорог между слоями асфальтобетона может быть уложена дополнительная геосетка, чтобы повысить эксплуатационные характеристики асфальтобетонного покрытия.

Кроме того, между слоями асфальта и щебня, а также между соседствующими слоями асфальтобетона осуществляется проливка битумными эмульсиями, что повышает адгезию. Битум нельзя назвать отдельным конструктивным слоем, однако ни одна дорожная одежда без него не обходится.

Четвертая и пятая категории дорог

Четвертая категория автодорог отличается наличием покрытия довольно низкого качества. Из-за этого движение по ним может быть сильно затруднено, особенно в осенне-весенний период. Такие пути могут пропускать не более 1000 автомобилей в сутки, а скорость движения по ним ограничена 80 км/ч. Большегрузным же автомобилям проезд по таким дорогам чаще всего закрыт совсем, связано это с тем, что движение тяжелого транспорта приводит к быстрым и серьезным разрушениям дорожного покрытия.

Ярким представителем пятой категории является «классическая» проселочная дорога. Дороги этой категории чаще всего вообще не имеют какого-либо покрытия, а двигаться по ним со скоростью, превышающей 60 км/ч, вряд ли удастся.

Грунтовое покрытие дорог

Дорожная сеть – своеобразная лакмусовая бумажка, верный показатель экономического состояния страны, её развития

Безусловно, совершенствовать дороги, вовремя ремонтировать их, поддерживать в хорошем состоянии крайне важно. Грунтовое покрытие дорог привлекает многие организации тем, что позволяет сэкономить в процессе укладки полотна, достаточно быстро и с минимальными затратами провести при необходимости его ремонт

Однако важно помнить, что и для нормальной эксплуатации грунтовых покрытий тоже нужен ответственный подход к решению каждой задачи. На них также нельзя постоянно экономить. В противном случае состояние грунтовых дорог доходит до такого низкого уровня, что по ним становится просто опасно ездить.

Лесные дороги — классификация

Отдельным видом классификации можно назвать назначение дорог. Отдельным видом дорог в России являются лесные дороги. Как уже понятно из названия, обустраиваются они в лесных массивах и служат для беспроблемного доступа транспорта в эти части России.

  • лесохозяйственные — предназначены для осуществления контроля за состоянием лесных массивов, именно по ним егеря обходят вверенные им территории;
  • лесовозные — обеспечивают транспортное сообщение при валке леса в промышленных и санитарных целях; так как по ним передвигается тяжелый грузовой транспорт — они дополнительно укрепляются для обеспечения повышенной проходимости большегрузных автомобилей;
  • противопожарные — призваны обеспечить доступ пожарных расчетов к очагам вероятных возгораний;

В прежние времена к этому перечню можно было бы добавить еще один тип дороги — лежневую, однако сейчас их практически не строят, а старые давно пришли в негодность. Дело в том, что дорожное полотно в этом случае представляет собой настил из цельных бревен. Построить такую дорогу можно быстро, однако это нецелесообразно — ведь древесина нынче недешева, а уйдет на подобный тракт ее очень много. Да и срок службы такого покрытия по сравнению, например, с асфальтным — невелик, древесина быстро гниет и портится в неблагоприятных погодных условиях.

Составляющие покрытия

Качество конечного покрытия зависит от многих факторов. Одним из них является натуральная подложка. Если говорить точнее, то речь идет о грунте, который будет находиться под дорожной одеждой. Он и является первым слоем. В некоторых местностях возможно сильное смещение поверхностного грунта, поэтому приходится углубляться до определенного уровня, который более устойчив, а также делать больший слой насыпи. Важным моментом при укладке дорожного полотна является обеспечение дренажей. Они своевременно отводят дождевую и другую воду, которая, задерживаясь, может привести к разрушению дорожного полотна. Особенно это происходит в холодные период года, когда жидкость, замерзая в порах, расширяется и приводит к деформации асфальта.

В ширину дорожного полотна включается не только проезжая часть. В расход материала также включаются обочины, на которых паркуются автомобили. Качественна дорожная одежда состоит из нескольких типов слоев. Она рассчитана на продолжительный срок службы. Такое дорожное покрытие требует больших затрат при производстве, но меньше при последующем обслуживании, т. к. срок службы продолжительный. При своевременном выполнении ремонтных работ износу подвергается только верхний слой. Нижний слой дорожного покрытия, который служит основой и обеспечивают несущие свойства должен оставаться без повреждений, т. к. для его ремонта придется перестилать значительную часть. Ниже несущего покрытия находится основание. В дорожном покрытии оно обеспечивает равномерное распределение нагрузок на подложку или грунт, что исключает продавливание под большим весом грузовиков.

В местностях, где температура опускается далеко за ноль в зимнее время есть еще дополнительный пласт к основанию. Его задачей является передача нагрузки и ее распределение по грунту, а также обеспечение устойчивости всей дорожной одежды к воздействию разрушительного воздействия морозов. В территориях, где наблюдаются значительные осадки и может задерживаться вода, есть дренажный слой, который своевременно отводит влагу от полотна. В этих целях могут укладываться: крупнозернистый песок, щебень, грунт, который дополнительно обрабатывается добавками, улучшающими его устойчивость, измельченная горная порода. Где перечисленные варианты недоступны, в ход идут местные строительные материалы.

Верхние слои асфальтобетона

Дорожная одежда включает в себя несколько слоев асфальтобетона различной плотности. В первую очередь укладывается более пористая асфальтовая смесь, а затем менее пористая и более прочная, рассчитанная на сопротивляемость износу, а также повышению шероховатости покрытия для обеспечения сцепления автомобильных колес с дорогой.

Также плотный верхний слой асфальта препятствует попаданию влаги во внутренние слои дорожного полотна, что повышает срок службы сооружения. Если вода попадет во внутренние слои покрытия, при ее замерзании будет происходить расширение, которое способно разрушить покрытие изнутри. Это особенно актуально для нашей страны, так как в течение года неоднократно происходят перепады температур от плюсовых к минусовым, и обратно.

Основные разновидности асфальтобетона по составу:

  • Песчаный;
  • Гравийный;
  • Щебеночно-мастичный.

Песчаный асфальт

обладает наиболее низкими из данного списка эксплуатационными характеристиками, поэтому подходит для устройства только тех типов покрытия, на которые не будет оказываться серьезного внешнего воздействия. Это могут быть пешеходные зоны или какие-то частные территории.

Гравийный асфальт

имеет более высокие физико-механические характеристики, и может использоваться для устройства покрытия автомобильных дорог высоких категорий. Однако в настоящее время данная разновидность асфальтобетона практически полностью вытеснена щебеночно-мастичными смесями.

Щебеночно-мастичный асфальт (ЩМА)

является лидером данного списка по своим эксплуатационным характеристикам. Может использоваться, в том числе, для дорог I категории с повышенной транспортной нагрузкой. Твердые горные породы в составе ЩМА формируют прочный каркас покрытия, а добавление специальных целлюлозных волокон предотвращает растекание битумного вяжущего.

Обратите внимание

. Цена укладки асфальта будет отличаться в зависимости от материала, так как более прочный асфальтобетон стоит дороже. Однако за счет высоких физико-механических характеристик и длительного срока службы использование высококачественного асфальта более чем оправданно.

Основные разновидности асфальтобетона по технологии укладки:

  • Горячий;
  • Холодный;
  • Литой.
МатериалОписание
Горячий асфальтГорячий асфальт обладает высокими эксплуатационными характеристиками, поэтому дорожная одежда с использованием данного асфальтобетона может использоваться для строительства дорог любых категорий. При укладке смесь необходимо разогреть до 110-130°C, а температура воздуха должна быть не менее +5°C.
Холодный асфальтХолодный асфальт имеет более низкие физико-механические характеристики, поэтому не подходит для устройства покрытия на загруженных автомобильных дорогах. Однако преимущество холодного асфальта в другом – набор прочности происходит за счет испарения углеводородных соединений. Благодаря этому данный материал не нужно разогревать перед укладкой, а работы могут проводиться даже в холодные сезоны. Чаще всего холодные смеси используются для ямочного ремонта, что особенно актуально, когда привести покрытие в норму нужно в кратчайшие сроки.
Литой асфальтЛитой асфальт можно отнести к горячим смесям, так как перед укладкой его разогревают до 190-250°C. Как и горячий, литой асфальтобетон обладает высокими эксплуатационными характеристиками, и может укладывать при температуре воздуха от +5°C. Основной особенностью литых смесей является отсутствие необходимости в уплотнении после укладки. Данный материал имеет жидкую консистенцию, а набор прочности в процессе остывания обеспечивает остаточную пористость в пределах 2%. Может использоваться для дорог любой категории.

Сложность проезда по определённым участкам: важные факторы

Вот на что в первую очередь обращают внимание отечественные автомобилисты. Есть несколько серьёзных факторов, значительно усложняющих жизнь водителям. Самая огромная проблема – езда в период весеннего бездорожья

Грунтовые покрытия превращаются в настоящие болота, по которым проехать просто не представляется возможным. Грязь забивает протекторы настолько сильно, что практически полностью утрачивается сцепление с поверхностью дороги. Шины превращаются в абсолютно беззащитные, совершенно гладкие. Можно немного облегчить своё положение, если двигаться строго в границах накатанной колеи, а также до минимума сократить нагрузку на полотно, облегчив машину, насколько это возможно

Самая огромная проблема – езда в период весеннего бездорожья. Грунтовые покрытия превращаются в настоящие болота, по которым проехать просто не представляется возможным. Грязь забивает протекторы настолько сильно, что практически полностью утрачивается сцепление с поверхностью дороги. Шины превращаются в абсолютно беззащитные, совершенно гладкие. Можно немного облегчить своё положение, если двигаться строго в границах накатанной колеи, а также до минимума сократить нагрузку на полотно, облегчив машину, насколько это возможно.

Лужи тоже могут представлять серьёзную опасность. Если на дороге просто образовалась лужа, это не так страшно. Однако всё зависит от её глубины. Иногда машины проваливаются настолько сильно, что потом их невозможно вытащить без применения специальной техники. Кроме того, в таких случаях возможны повреждения. Конечно, если у водителя есть подозрение, что лужа может быть глубокой, лучше её проверить. Но для этого придётся выходить из автомобиля и с помощью палки определять глубину лужи. Однако проще потратить время на это, чем потом исправлять ситуацию, если машина застрянет.

Песок тоже представляет для автомобилей угрозу. Всё дело в том, что по мокрому песку лучше проезжать быстрее, но осторожнее, чтобы не увязнуть в этих барханах. Сухой песок тоже иногда опасен, потому что при его низкой плотности машины начинают в него зарываться.

Гравийно-щебеночное основание

Полировка и покрытие фар лаком При устройстве некоторых дорожных магистралей, с повышенным потоком автомобиля, принимается решение об использовании комбинированного типа «подушки» — гравийно-щебеночная. При устройстве тех же тротуаров, используют какой-то один из слоев, для снижения себестоимости и соответственно расходов.

Основание, на котором уложены слои щебня или гравия, является несущим (или основным) слоем «дорожной одежды», так как у него самая ответственная роль – он воспринимает транспортную нагрузку и распределяет ее на земляное полотно. Роль его велика, и работы по устройству щебеночного основания являются самыми трудоемкими. Отсыпку щебня производят послойно с последующим уплотнением. Применяют только строго сортированный щебень или гравий различных фракций.

Технологический цикл состоит из следующих этапов:

  • Россыпь крупнофракционного щебня (h 0,15 -0,25 м).
  • Планировка автогрейдером.
  • Тщательное уплотнение.
  • Россыпь мелкофракционного щебня (h 0,1 – 0,2 м).
  • Выравнивание автогрейдером.
  • Уплотнение с проливкой.
  • Финишная россыпь, уплотнение и проливка расклинцовывающей фракцией.

Асфальтированные дороги

Наиболее распространенное, относительно недорогое и достаточно простое в укладке и эксплуатации покрытие – асфальтовое. Уложенное на уплотненное основание из крупного щебня такое покрытие легко выдерживает высокую интенсивность движения транспорта. Два основных способа укладки асфальта:

  • горячий – когда разогретая до 120 С смесь жидких и вязких битумов с наполнителем (щебень гранитный или габбро) укладывается на подготовленную сухую поверхность;
  • холодный – приготовленная из жидких нефтяных битумов и щебня смесь укладывается на дорогу и укатывается специальным катком.

Горячая технология может использоваться круглый год, холодная – только в теплое время года и исключительно при сухой погоде.

К достоинствам асфальтового покрытия можно отнести хорошую ремонтопригодность, возможность переработки и повторного использования и, конечно, неплохие показатели сцепления с шинами автомобилей.

Недостатки также хорошо известны – это непродолжительный срок службы (от 7 до 10 лет), слабая устойчивость к природным явлениям (дождь, перепады температур, etc.) и неблагоприятное воздействие на экологию.

Технология устройства

Асфальтобетонная смесь может быть качественной, но если при укладке не соблюдались технология, покрытие быстро выйдет из строя. При выполнении каждого этапа производства работ нужно соблюдать четкие правила, которые устанавливают ГОСТ Р 54401-2011, 9128-2009, СНиП 3.06.03-85.

Подготовка

Мероприятия включают разработку технического проекта, подготовку финансовой сметы. При планировке объект привязывают к рельефу, предусматривая возможность удаления сточных вод, сохранность надземных и подземных коммуникаций.

Перед устройством асфальтобетонного покрытия вырубают большие деревья, снимают верхнюю плодородную почву. Чем выше расчетная нагрузка на дорожное полотно, тем больший объем земляных работ предстоит выполнить, чтобы создать основание с достаточной несущей способностью. Для садовых дорожек и тротуаров высота слоя составляет 10-20 см, для нагруженных трасс — до нескольких метров.

Чтобы под асфальтобетонной дорогой не застаивалась вода, организовывают дренаж. Грунт вывозят за пределы территории, чтобы при размыве избежать засорения дренажной системы.

Устройство подушки

Функция подушки — восприятие сжимающих нагрузок при эксплуатации асфальтобетонных поверхностей. Ее толщина определяется расчетом. Сначала укладывают крупные фракции до 60 мм, затем средние 20-40 мм, сверху песок с обязательной утрамбовкой каждого слоя.

В частном обустройстве для подсыпки используют различный строительный мусор, который значительно экономичнее, чем щебень или гравий. По краям асфальтобетонной дороги укладывают бордюры или другие прочные материалы.

Укладка асфальтобетона

Работы проводят в сухую погоду при температуре не ниже 5°С. В зависимости от вида асфальтобетонных смесей применяют следующие технологии:

  • Холодную смесь укладывают на подготовленное основание, желательно, пролитое битумом, слоем до 5 см. Утрамбовывают ручной трамбовкой или виброплитой. Сверху посыпают цементом или песком, чтобы уменьшить липкость поверхности дороги.
  • Горячий асфальтобетон изготавливают из расплавленного битума и заполнителей, тщательно перемешивают и выкладывают на основание. Массу укатывают или трамбуют. Эксплуатация разрешена через 6 часов.
  • Литой асфальт укладывается очень горячим — до 235°С. Подается из кохера, нагревающего и перемешивающего смесь, в бункер асфальтоукладчика. После равномерного распределения по поверхности композит остывает и затвердевает. Утрамбовка или укатка не требуются.

Общие понятия

Проведение мероприятий, которые призваны к улучшению положения в отношении качества дорог, намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Они включают в себя процесс исследования и планирования в отношении конкретной территории. Для уменьшения затрат наряду с человеческими ресурсами постоянно внедряются новые единицы техники, которые также ускоряют протекание этих процессов. Например, ранее при укладке дорожного настила из бетонных плит использовались формы, которые впоследствии оставались внутри дорожного покрытия и могли снизить его качество, а также сказывались на общих затратах. Теперь применяется съемная опалубка для дорожного покрытия, которая используется на нескольких объектах. Были также модернизированы производственные линии, которые обеспечивают снабжение бетоном. При тех же затратах удалось увеличить количество сырья для дорожных покрытий на выходе.

До определенного момента приходилось ждать значительный период времени, пока готовое дорожное покрытие наберет жесткость для возможности эксплуатации. Современные добавки-затвердители сократили время до минимального. Также разработана уникальная схема уплотнения с помощью дополнительной техники, которая дает возможность уменьшить количество воды в готовом дорожном покрытии, а соответственно и ускорить застывание.

Дорога из щебня

Почти во всех коттеджных и дачных поселках нашей страны активно используются дороги из щебня. У этого решения есть немало преимуществ. Гравийную дорогу не размывает вода, она выдерживает весьма внушительные эксплуатационные нагрузки, включая редкие проезды грузовой техники. Правильное устройство такой дороги обеспечивает достаточно продолжительный срок её эксплуатации.

Все работы проходят в следующем порядке:

  • Сначала снимают верхние слои грунта, ведь они не подходят для обустройства дороги из щебня. Эту задачу выполняют с помощью бульдозера либо грейдера. Толщина удаляемого слоя зависит от ситуации и всегда является индивидуальной, но в среднем — в пределах 200-300 мм.
  • Перед тем как обустраивать каждый последующий слой покрытия используется геотекстиль, что делает основание достаточно крепким.
  • Далее готовится «подушка» из песка, которая необходима для выполнения дренажной функции. Идеальным решением будет использование крупнозернистого песка. Гладь будущей дороги засыпают минимум 200 мм песка, после чего материал старательно уплотняют.
  • На следующем этапе укладывается стартовый слой щебня толщиной 150-200 мм (фракция от 50 до 70 мм). Вместе со щебнем нередко используют бетонный либо кирпичный бой. Затем щебень поливают и уплотняют. Поверх гравия настилают геотекстиль, обеспечивающий дополнительное укрепление щебёночного слоя.
  • Затем идёт следующий слой щебёнки, но теперь используется фракция от 20 до 40 мм. С данным слоем проходят те же процедуры, что и с предыдущим.
  • Далее задействуется спецтехника — грейдер либо бульдозер, который выравнивает плоскость с учетом требований проекта.
  • В конце дорогу посыпают щебнем фракции 5-20 мм, после чего её поверхность снова выравнивается.

Стоимость устройства дороги из щебня длиной 100 м составляет около 30-35 000 рублей. Можно обойтись и меньшей суммой, если положить щебёнку в один слой. Но это решение влечет за собой необходимость в периодическом обновлении дорожного покрытия.

1) Асфальтобетонное покрытие

Современный тип покрытия, предназначается для интенсивного движения, выдерживает большую нагрузку. Различают асфальт природного происхождения и асфальтобетонную смесь. Источником образования природного материала являются тяжёлые фракции нефти. В состав асфальтобетонной смеси входят щебень, песок, минеральные и вяжущие вещества (битум и полимерные смеси на его основе). По способу выполнения работ эти смеси делятся на литые и катаные. Укладка литого асфальта происходит без помощи катков, его выравнивают деревянными вальками или специальными машинами для его обработки. При устройстве дорог из катаного асфальта применяются дорожные катки. Выполняя благоустройство территории на парковках, эстакадах и развязках автострад используют цветной асфальт. Он помогает ориентироваться и служит для разграничения площадок.

Традиционные способы устройства дороги

Некоторые владельцы домов принимают решение самостоятельно проложить дорогу от основной трассы к своему владению, а другие делают это вместе с владельцами расположенных рядом объектов. Если дорога будет пролегать на пути к участкам соседей, они смогут пользоваться ею, поэтому в любом случае необходимо договариваться с этими людьми.

Далеко не всегда подготовка качественного подъезда к дому связана с огромными затратами денежных средств

Важно лишь проводить все работы в соответствии с действующими нормами

На этапе подготовки выполняется разметка. В этих целях обычно применяют деревянные колышки и подходящую веревку.

Помните! Для разбивки местности на сектора и участки важно придерживаться указаний из СНиП 2.07.01 — 89. Далее мы проанализируем, какие варианты устройства автомобильных дорог сегодня используются наиболее часто

Далее мы проанализируем, какие варианты устройства автомобильных дорог сегодня используются наиболее часто.

Выводы

Дорожная одежда

– многослойная конструкция, включающая в себя различные технологические слои из разных материалов. Используется при строительстве автомобильных дорог, а также пешеходных зон и некоторых других территорий.

Конструкция дорожной одежды

может отличаться в зависимости от типа объекта, для которого производится строительство. Например, дорожная одежда для автомобильных дорог I или II категории будет включать больше материалов (обязательно высокого качества) будет отличаться от дорожной одежды для дорог IV-V категорий.

За счет многослойности обеспечивается повышение эксплуатационных характеристик дороги. Верхние слои предназначены для сопротивления износу и механическим нагрузкам, а более глубокие слои отвечают за стабилизацию. Кроме того, нагрузка от транспортных средств затухает по мере углубления, а также распределяется на большую площадь за счет некоторых конструктивных элементов (в данном случае это геосетка).

Какие слои включает конструкция дорожной одежды:

  • Асфальтобетон;
  • Щебень;
  • Геосетка или георешетка;
  • Песчаный слой;
  • Геотекстиль;
  • Грунтовое полотно.

При этом для верхних слоев используется комбинация из асфальтобетона различной плотности, где самый прочный асфальт находится на поверхности. Также возможно использование дополнительных материалов для повышения эксплуатационных характеристик.

Классифицировать дорожную одежду

можно по жесткости и уровню надежности. Капитальная дорожная одежда используется для дорог высоких категорий, а некоторые другие разновидности вовсе могут не иметь асфальтобетонного покрытия (например, грунтовые дороги).

От того, насколько правильной конструкцией будет обладать дорожная одежда зависят эксплуатационные характеристики и срок службы автомобильных дорог и других подобных сооружений.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий