Эмаль
Отличается очень густой консистенцией. После ее нанесения образуется достаточно ровное, устойчивое к внешнему химическому и механическому воздействию покрытие с красивым глянцевым блеском. Производится эмаль на основе лака, в ее состав также входит оксид цинка, прочие дополнительные вещества. В зависимости от связующего компонента, различают несколько видов такой краски.
Акриловая
На сегодня считается наиболее популярной и востребованной среди пользователей. Это легко объясняется следующими ее характеристиками:
- бывает как прозрачной, так и разноцветной;
- устойчива к выгоранию;
- небольшой период высыхания – до двух часов;
- подходит для любых материалов, отлично защищает металл от ржавчины;
- экологически чистая;
- созданное покрытие хорошо «дышит».
Акриловая эмаль подходит для окрашивания металла в условия повышенной влажности или постоянного нагреваИсточник oxidom.com
Алкидная
Изготавливается на основе алкидных смол, спиртов, многоосновных кислот, которые прошли предварительную термическую обработку. Такой состав определяет ее главные характеристики:
- быстро сохнет;
- устойчива к переменчивым влажности и температуре, различным химическим веществам;
- доступная по стоимости (дешевле популярной акриловой);
- легко и быстро наносится валиком.
В жидком состоянии алкидная краска имеет специфический, достаточно резкий запах. Это следует учитывать перед началом отделочных работ.
Алкидная эмаль может быть матовой, глянцевой и даже полуматовой, потому сфера применения такого вида красок практически безграничнаИсточник kraski-net.ru
Нитроэмаль
Производится на основе целлюлозы, предварительно обработанной азотной кислотой. Из-за этого в жидком виде она издает резкий запах ацетона. Среди полезных характеристик такого состава стоит отметить:
- быстро схватывается (на протяжении получаса);
- недорогая;
- экономичная (раствор наносится тонким слоем);
- покрытие получается идеально гладкое, глянцевое;
- отлично ложится на различные материалы;
- можно применять для внешних и внутренних отделочных работ.
Основные недостатки нитрокрасок – пожароопасность и токсичность, потому работать с такими составами следует только на улице либо в хорошо проветриваемых помещенияхИсточник krasdom.by
Технические характеристики и свойства масляных красок
Для правильного выбора красящего материала необходимо ориентироваться в его характеристиках. Для масляных красок такими параметрами являются:
- Твердость пленки, которая образуется на поверхности. Данное свойство указывает на способность образуемой защитной пленки покрытия выдерживать воздействие инородных частиц.
- Процентное содержание пленкообразующего компонента. Количество в составе качественной масляной краски пленкообразующего вещества не должно быть менее 26%. Это могут быть олифы, приготовленные на основе натуральных масел или синтетического продукта.
- Степень водоустойчивости покрытия.
- Вязкость и период полного высыхания краски. Соблюдение норм данного параметра гарантирует высыхание нанесенного материала в течение суток.
- Содержание летучих веществ. Данная характеристика показывает вместимость в составе красящего состава веществ, которые испаряются при высыхании. Их процент не должен быть более 12% от общей массы.
- Степень перетирания компонентов. Стандартом регулируется допустимый размер частиц в краске, который не может превышать 90 мкм. В зависимости от этих характеристик поверхность после нанесения краски становится гладкой (высокий уровень перетирания) или мелкозернистой, шероховатой (частицы до 90 мкм).
Имеет значение также такое свойство, как укрывистость красящего вещества, которое означает способность материала перекрыть и сделать невидимым предыдущий цвет окрашиваемой поверхности. Он варьируется и измеряется в граммах на 1 кв. м.
Что касается сферы применения краски, то она зависит от вида используемой олифы и свойств пигмента. Производители на банках с краской указывают основную информацию о ее предназначении, рекомендуемых разбавителях, расходе. Многие изготовители также отмечают на этикетке, сколько сохнет масляная краска. Средний заявленный заводами-производителями срок высыхания современных видов масляных красок варьируется в пределах 1 – 3 суток и зависит от химического состава компонентов и конкретного вида используемого в каске масла. Но этот показатель не единственный, поскольку ускорение или замедление процесса высыхания связано со многими факторами. В первую очередь на него влияет структура и состояние базовой поверхности, на которую наносится вещество, температурный режим воздуха, толщина слоя и даже цвет краски.
Возможности масляной техники
Масло интереснее и разнообразнее других художественных техник. В масляных красках скрыт огромный изобразительный потенциал: возможность лепить фактуру, передавать глубину цвета, оптические эффекты, валёры (диапазон градаций цвета при высветлении или затемнении), многократно ретушировать. Они расцветают в умелых руках или под руководством профессионала.
Мастер-классы по живописи для взрослых
Художник Елена Бартенева приглашает на индивидуальные уроки живописи маслом с почасовой оплатой (1500 р/час всё включено). Адрес мастерской: СПб, Приморский район, Шуваловский просп., 74/2. За несколько часов Вы напишете картину, узнаете законы изобразительного искусства, секреты мастерства и научитесь традиционным приёмам, применяемым в масляной живописи.
Технические приемы масляной живописи
- А-ля прима (от и до в один сеанс объемными мазками)
- Лессировка (полупрозрачное накладывание слоев с просушками)
- Граттаж (процарапывание)
- Карнация (многослойное изображение кожных покровов)
- Гризайль (тоновая или монохромная роспись)
- Сфумато (смягчение контуров по мере удаления)
- Сухая кисть (растушевка с растяжкой)
- Монотипия маслом (абстрактный оттиск на холсте).
Маслом можно рисовать не только кисточками, но и мастихином. Разные по форме мастихины предназначены для мазков всевозможной формы. Масляная техника привлекательна для новичков и тем, что (поскольку масло долго сохнет) есть возможность соскоблить испорченный фрагмент, вытереть поверхность тканью и переписать неудавшееся место заново.
Особенности художественных масляных красок
Одной из особенностей красок на масляной основе является долгое высыхание.
Это позволяет художнику:
- корректировать рисунок, исправлять допущенные ошибки;
- добиваться нужного перехода цветов;
- наносить слои друг на друга;
- смешивать цвета непосредственно на холсте.
При нанесении нескольких слоев краситель не мутнеет. При необходимости он легко удаляется с холста шпателем, мастихином или лоскутом ткани, после высыхания – перекрывается новым слоем нужного оттенка.
В состав входят:
- Окрашивающие пигменты (органические, минеральные или синтетические), которые обогащают цветом, сгущают состав. Данные вещества имеют вид порошка, после перетирания его смешивают со связующим веществом по специальной технологии. От пигментов зависит чистота, насыщенность тона, натуральность и устойчивость к выцветанию на холсте.
- Растительное масло (традиционно – льняное), которое выполняет функцию связующего звена. Благодаря этому компоненту пигмент обретает нужную консистенцию для нанесения на холст. От масла зависит предсказуемость красителя, удобство нанесения. В дешевой продукции используется рафинированное масло или штандоль. Необходимая информация указывается производителем на упаковке.
Благодаря масляной основе усиливается яркость, насыщенность цветовой гаммы. Главным свойством масляных красок является долговечность и светостойкость (обозначается на упаковке звездочками).
Взгляд в историю
Окунемся немного в историю.
Растительные и масляные краски
Красками люди пользуются с давних пор. Еще в каменном веке пещерные люди делали рисунки растительными красками, которые сохранились до наших дней. Древние люди пользовались тем материалом, который предлагала им природа – охра и уголь. Позже в них стали добавлять жир убитых животных, чтобы материал дольше держался на стенах пещер. С развитием цивилизации появлялись новые виды красок. Средние века познакомили человечество с масляными вариантами. На протяжении длительного периода изобретателем масляных красок считали голландца по имени Ян Ван Эйк, а его последователями стали великие художники итальянской и нидерландской школы живописи. Материалы той эпохи производились на основе растительных масел и яичных желтков с примесью некоторых веществ, которые пока не удалось установить. Примером могут служить норвежские иконы, относящиеся ко второй половине 13 века.
Но найденные уже в двадцать первом веке исторические документы, говорят о том, что краски были изобретены задолго до великого голландца. В 2001 году в ходе боевых действий в Афганистане были разрушены огромные статуи Будды и пострадали пещеры
В связи с этим к пещерам было привлечено внимание ученых, которые обнаружили на их стенах картины, выполненные масляными веществами. Возраст рисунков ученые относят к середине седьмого века до нашей эры
Это опережает возникновение европейских масляных красок, на несколько веков.
История довольна занимательна. Одни красящие вещества стоили не очень дорого, но были и такие, использование которых было возможным, только если заказчик картины или портрета заранее оплачивал ее стоимость. Например, синяя (ультрамарин) в Европу привозилась из Ирана или Афганистана.
В начале 17 века Дисбах путем химических опытов получил синюю краску под названием «берлинская лазурь», которая заменила дорогой ультрамарин. Через сто с небольшим лет французский химик Жан Батист Жиме изобрел «французский ультрамарин», который был самым дешевым материалом.
Но беда искусственных веществ состояла в том, что некоторые из них были опасны для здоровья людей. Особенно этим отличалась краска изумрудно зеленая, которую производили из уксуса, мышьяка и окиси меди. Она использовалась при отделке стен домика на острове Святой Елены, в котором жил Наполеон Бонапарт после изгнания его из Франции. Есть мнение, что именно это вещество стала причиной быстрой смерти великого полководца.
Расцвет и упадок масляных красок
Еще в прошлом веке для отделки помещений повсеместно использовалась масляная краска. Качественных обоев и кафельной плитки было очень немного, и масляные применялись практически везде – в общественных, производственных и жилых помещениях, даже для отделки фасадов зданий. Естественно, что масляная краска той поры не отличалась высокой стойкостью к погодным условиям, приходилось постоянно проводить ремонт фасадов. В помещениях с повышенной влажностью масляные также не служили долго. Таким образом, они постепенно стали вытесняться более качественными и стойкими материалами.
Появились новые отделочные материалы для декорирования поверхностей и масляные уступили место обоям, кафельной плитке и другим декоративным покрытиям.
Основная палитра
Цветовая гамма художественных красок разнообразна, насчитывается около 100 оттенков, которые могут применяться, чтобы создать уникальное произведение искусства. Существует определённый набор цветов, которые помогут создать картину:
- Белила, чтобы получить нужный тон белого цвета, разные белила перемешиваются в нужном соотношении;
- Красные;
- Синие;
- Зеленые;
- Желтые;
- Коричневые;
- Черные.
Из этих оттенков можно будет получить любые другие, следует попробовать перемешивать разные из них, чтобы в последующем процесс получения нужного цвета не составлял труда.
Цветовая гамма художественных красок разнообразна, насчитывается около 100 оттенков, которые могут применяться, чтобы создать уникальное произведение искусства.
Виды олифы для масляной краски.
Натуральная олифа получается путем температурной обработки полимеризующихся растительных масел (из конопли или льна). Подсолнечные смеси полимеризуются гораздо медленней льняных и конопляных составов. Из натуральной олифы производятся густотертые краски, предназначенные для разных видов отделки. Она создает более эластичную, менее твердую, водостойкую и прочную пленку.
Кроме того, следует выделить и другие виды олифы:
- комбинированная, которая получается путем химической обработки и уплотнения летучими растворителями растительных масел. В ее состав входят: растворитель (30%) и масло (70%);
- ЛМС — заменитель натуральной олифы, подходящий для использования снаружи и внутри здания;
- искусственная, состоящая из нефтяных масел, как, например, алкидная, которая содержит в себе алкидные смолы и различные масла (пентафталевые, глифталевые, ксифталевые).
Рекомендации по применению
При покупке стоит обращать внимание на процент летучих веществ в составе: он не должен превышать 10%. Именно эти соединения отвечают за неприятный запах. Кроме того, зачастую они отличаются токсичностью
Кроме того, зачастую они отличаются токсичностью.
Испарение происходит при температуре от +20 градусов и выше. Чтобы максимально вывести эти вещества, после проведения внутренних работ помещение проветривается, пока состав не высохнет полностью.
Инструменты и материалы
Для работ нужно иметь комплект кисточек разной ширины. Узкие инструменты используют для обработки углов и труднодоступных поверхностей.
Важно иметь защитные приспособления – перчатки, респиратор, строительные очки. Если нет строительной формы, работы можно вести в старой одежде, которую не жалко испачкать жирным составом. При попадании краски на кожу ее можно удалить уайт-спиритом
При попадании краски на кожу ее можно удалить уайт-спиритом.
Подготовка поверхности
Прежнее покрытие с поверхности удаляют. Если оно тоже было масляным, оно удаляется жесткой щеткой. Если оно держится крепко, придется пустить в дело растворитель. Для удаления лака можно использовать меловой состав с нашатырем, который наносят на поверхность и удаляют растирающими движениями через несколько минут. Водно-дисперсионные краски удаляются посредством обильного смачивания горячей водой и соскребания.
Шпатлевка для заделывания щелей должна быть предназначена специально для работы с масляными красками. То же касается и грунтовки. Иногда в качестве последней используют олифу с добавлением густотертого масляного состава.
Методы нанесения
Brush painting wooden furniture, close up
Границы поверхности, за которые не должна заходить краска, можно обозначить, проложив по периметру малярный скотч. Открыв банку, состав нужно размешать деревянной палочкой. Затем можно набрать немного смеси кисточкой и покрасить маленький фрагмент площади – это поможет оценить будущий результат. Погружать инструмент в состав лучше не целиком, а на 1/3 длины – это минимизирует вероятность появления потеков. Красить стены можно и валиком, но его трудно мыть после процедуры. Кисть при работе держат под прямым углом к плоскости, нанося продукт тонким слоем. Ему нужно дать полностью высохнуть и только после этого накладывать второй, иначе отделка будет недолговечной.
Чем разбавить загустевшую краску
Если в процессе хранения краска стала излишне густой, ее можно разбавлять олифой до нужной консистенции. Тогда поверхность получится блестящей. При этом нужно выбирать тот подвид, на основе которого изготовлена краска. Для получения матового покрытия можно разбавить состав скипидаром. Используют для разведения и уайт-спирит.
Помимо традиционных жидких красящих материалов, уже готовых для использования, в продаже встречаются и густотертые составы. Их разводят олифой (для получения блестящей поверхности) или скипидаром (для матовой). Некоторые производители красок выпускают растворители, предназначенные для использования совместно с составами той же фирмы.
Время и условия для высыхания
Сохнут такие краски долго – порой до 2 суток. Температура должна быть +10…+30 градусов. Лучше, если фасадные работы запланированы на лето. Во влажную и дождливую погоду проводить процесс не стоит. В последнее время выпускаются и быстросохнущие краски этой категории – у них время фиксации составляет 12-15 часов.
Правила хранения
Срок хранения у состава небольшой – как правило, 6-12 месяцев. На него влияет процент пленкообразующих компонентов: если он высокий, неиспользованный остаток краски быстро превращается в непригодную к использованию комковатую массу. Но это не значит, что продуктами с таким показателем надо пренебрегать: они дают наиболее прочное и долговечное покрытие. Просто использовать их нужно за один прием.
Вязкость различных видов краски
Оптимальные значения смотрите в таблице
Современный рынок предлагает огромное количество красок, подходящих для обработки различных поверхностей и имеющих разнообразный состав и характеристики. Перечислим основные виды лакокрасочных материалов:
- алкидные эмали — основу этого лакокрасочного материала составляют алкидные лаки или смолы, пигменты и органический растворитель;
- нитроэмали сделаны на основе коллоксилина — особого вида нитроцеллюлозы с низким показателем вязкости, для разбавления также, как и предыдущему, подходят различные растворители типа Вайт Спирит, ацетон и т.д.;
- водоэмульсионные краски — краски на водной основе, популярны благодаря приемлемой цене и низкой токсичности;
- акриловые краски — в основе этих красок лежит синтетический полимер, однако, они хорошо разбавляются водой;
- масляные краски разбавляют олифой или другими маслами. Содержат в своем составе токсичные пигменты, однако яркие и стойкие цвета этих красок делают их популярными.
Все эти лакокрасочные материалы имеют свою вязкость. Так, например, краски на водной основе имеют условную вязкость 20-25 с (din), а для масляной краски эта характеристика будет составлять 18-22 с. Таблица вязкости краски чаще всего прилагается к прибору для измерения вязкости. Для разбавления большинства видов краски используют органические растворители. Лучше выбирать те, которые указаны в спецификации или на упаковке краски, чтобы не испортить пигмент и сохранить основные характеристики продукции. Разбавлять краску следует при постоянном перемешивании для чего можно использовать стеклянную палочку или линейку. Не стоит для перемешивания брать деревянные или пластиковые предметы. От дерева в краске могут остаться крошки и она потеряет однородность, а пластик может раствориться в органических средах и испортить пигмент краски.
- Подойдут для перемешивания и металлические предметы, но с них предварительно нужно снять заусеницы.
- Проводить разбавление краски нужно в чистой таре без механических повреждений.
- Для двухкомпонентных смесей (лаки, эмали) помимо растворителя используют специальный отвердитель, который вносят в первую очередь.
Компоненты в составе
Минералы выполняют роль красящего пигмента. Они перерабатываются на порошок и вводятся в состав. Это тяжелые частицы, не растворяются и образуют осадок на дне емкости. Перед окрашиванием масса КМ тщательно перемешивается. Пигменты способны изменить технические свойства суспензии. Покрытие, например, будет быстрее или медленнее высыхать, уменьшится коррозийный износ, а срок службы станет больше. Компонент квалифицируется по видам: хроматические (с оттенком), ахроматические (черно-белые), органические и неорганические.
Олифа – в составе выполняет функцию связующего вещества и его основного компонента. Используется два вида: натуральная, искусственная. В зависимости от назначения использования красителя выбирается он по вязкости.
Барит, тальк, сернокислый барий вводятся как наполнители. Их назначение – контролировать экономный расход пигмента. Если наполнителем выбран сиккатив (соль кобальта, марганца, циркония, бария и другие), то покрытие быстрее высыхает.
Еще совсем недавно краситель с маслом был лидером среди ЛКМ. Им покрывались фасады домостроений, и его применяли как отделочный материал внутри помещения.
В продаже встречается два вида материала по консистенции:
- продукт, который можно сразу использовать;
- краситель, разбавляемый перед окрашиванием. Разводится он олифой. Ее доля в составе 17-40 %.
Виды олифы, их описание
Сегодня широко используется синтетическая олифа. Окрашенная поверхность долго высыхает из-за медленного испарения масел. Ускорить процесс помогут сиккативы.
Масляные красители производятся на базе следующих видов олифы:
- Натуральный компонент. Содержит в своем составе 97 % масла растений. Это продукт из льна, подсолнечника, сои, конопли. На 3 % отводится доля катализатора процесса.
- Олифа «Оксоль». Состоит из натурального масла – 55 %, растворитель (уайт-спирит) – 40 %, сиккатив – 5 %. По стоимости материал дешевле.
- Комбинированная олифа мало чем отличается от «Оксоли». Различия в доле компонентов: масло растения – 70 %, растворитель – 30 %.
- Разновидность алкидная. Это смесь: алкидная смола взаимодействует с натуральным маслом, растворителем, катализатором.
- Синтетический связующий компонент. Состоит из отходов нефтеперерабатывающей промышленности и продуктов других производственных процессов.
Виды красок на масляной основе
Масляная основа применяется для двух видов красящих веществ: для покрытия стен, которые используются для строительных целей; для рисования и создания картин.
Для художественной цели в продаже можно найти большое количество подобных средств. Живописец может с легкостью выбрать для себя подходящий вариант. Встречаются на рынке также:
- Лессировочные средства – отличаются полупрозрачной текстурой, что дает возможность нанести больше одного слоя, чтобы придать изображению выразительность и глубину;
- Водорастворимые – они создаются из натуральных элементов, в основе используется вода.
Живописец может с легкостью выбрать для себя подходящий вариант.
Технические характеристики масляных красок
Чтоб не ошибиться в выборе подходящего отделочного материала, важно обратить внимание на главные технические характеристики краски. Рассмотрим подробнее данные параметры:
Одной из значимых характеристик масляной краски является количество пленкообразующих веществ в ее составе. Массовая доля данных элементов должна составлять не меньше 26% от общего объема краски. Функция пленкообразующих веществ состоит в создании сплошного непроницаемого покрытия на обработанной поверхности. Чем выше обозначенный показатель, тем долговечнее будет краска. Однако высокий процент пленкообразующих элементов снижает срок хранения отделочного материала. В закрытой емкости краска способна храниться многие годы, но после распечатывания упаковки вовнутрь банки попадет воздух, и если не использовать состав целиком, его остатки превратятся в сплошной комок, непригодный к дальнейшему применению.
Еще одним немаловажным техническим параметром масляной краски считается количество летучих веществ, входящих в ее состав. У качественного материала этот показатель не должен быть выше 10%. Летучие вещества, как правило, токсичны и наносят вред человеческому здоровью. Они испаряются при температуре выше 20°C и обладают неприятным запахом, поэтому окрашенные помещения принято проветривать до полного высыхания краски.
Следующим техническим показателем качества материала считается степень перетира компонентов краски. От того, насколько мелким будет перетир, зависит зернистость обработанной поверхности. Если данный показатель меньше 90 мкм, то окрашенная поверхность будет гладкой, при более высоких показателях поверхность окажется шероховатой.
От уровня вязкости вещества зависит расход масляной краски, ее текучесть и время застывания. Уровень вязкости у качественного материала колеблется от 65 до 140 единиц. Стоит также отметить, что время высыхания масляной краски не должно быть более 2 суток.
Среди показателей качества масляной краски нельзя недооценивать и твердость образуемой пленки
Особенно важно учитывать эту характеристику в том случае, если краска используется для обработки наружных поверхностей. Чем более твердым будет покрытие, тем дольше продержится краска на поверхности и тем лучше будет защищен материал от негативного воздействия окружающей среды.
Еще одним важным параметром качества материала считается его гидрофобность
Для большинства составов, применяемых снаружи зданий, гидрофобность должна быть абсолютной. В случае с красками, используемыми для работы внутри помещений, этот показатель может колебаться от 0,5 до 1 единиц.