Окна в готическом стиле

Современная трактовка готики, как мистического стиля

У слова «готика» есть ещё одна трактовка. В начале XIX века в литературе активно развился жанр ужасов, именно он и назывался готическим. Позднее, в XX веке, появилась целая субкультура «готов» основанная на мистицизме и ужасах загробного мира. Дизайнеры интерьера не отставали от популярных веяний и разработали синтетический стиль мрачных интерьеров, своеобразные «комнаты ужасов».

Мрачная готическая спальня, в стиле мистицизма

К средневековой католической готике такой стиль не имеет прямого отношения, хотя иногда в нём встречаются традиционные готические элементы, как правило, чёрного цвета. Мало кто решиться создать такую обстановку в своём родном доме, хотя находятся и такие любители. Мы же не можем не коснуться этой темы в обзорной статье.

Застекление окон: витражи

Важнейшая составляющая готики – это витражное искусство, которое достигло наивысшей точки развития именно в средневековье. Из-за того, что отсутствовала технология производства больших стекол, мастера застекляли оконные проёмы с помощью витражных конструкций. Множество кусочков разноцветного стекла собирались в единое полотно с помощью свинцовых профилей. Также применялась техника росписи по стеклу с помощью гризайли – краски из окислов железа и меди. Таким образом, оконные проёмы заполнялись красивейшими изображениями. Темами рисунков служили сюжеты из священного писания, образы святых или политическая история.

В готике витражи имеют сложное теологическое обоснование. Считалось, что разноцветные лучи света, которые заливают днём помещение храма способны очищать души прихожан. Храм являлся божественным местом, в котором человек должен пережить истинное духовное освобождение.

Окно императоров, Страсбургский собор, кон. XII века

К XIV веку появляется технология производства плоского стекла и витражи становятся более простыми, количество свинцовых соединений уменьшается, а потом и вовсе сходит на нет. Как ни странно, простая технология заставила архитекторов почти полностью отказаться от целой отрасли декорирования.

Неоготика, Окно новой ратуши в Мюнхене

Витражи периода готического возрождения (XIX век) гораздо проще. Иногда окна просто застекляли кусками прозрачного стекла, а рисунок занимал лишь небольшую часть полотна в центре. Всё-таки только средневековые мастера могли себе позволить роскошь в виде сложных витражных композиций.

Смотрите отдельную статью по теме: Готические витражи

Мебель в готическом стиле

Мебель заслуживает пристального внимания в готическом жилом помещении. Это тяжелая фурнитура в сочетании с изящной деревянной резьбой в изобилии на спинках и ножках стульев, табуретов и кресел. Обеденный стол большого размера и простых форм с массивной столешницей. Высокие буфеты с резьбой на дверцах и филенках. Кровати широкие, украшенные архитектурными элементами, например башенками у изголовья или готическими колоннами, поддерживающими балдахин, готическими розами или сводчатым рисунком.

Мебель для современного готического интерьера может быть исполнена не только из дерева. Она изготавливается с применением дополнительных материалов: кожи, бронзы, кованых элементов и резьбы по кости.

Ланцетовидная готика, ранний период

Ланцетовидная готика – ранний период развития готической архитектуры в Англии, который продолжался с 1180 г. по 1240 г. Для этого периода характерно влияние предшествующей романской архитектуры и французской культуры. Французское влияние связано с тем, что , где активно развивалась готика, в XII веке были завоёваны Англией.

Кентерберийский собор, башня

На­зва­ние направления «лан­це­то­вид­ный», свя­за­но с рас­про­стра­нён­ной в это вре­мя фор­мой окон – уз­ких, вы­со­ких, с не­боль­шим стрель­ча­тым за­вер­ше­ни­ем. Слово происходит от понятия «ланцет» – заострённый клинок.

Постройки:

  1. Кентерберийский собор, к ранней готике относится главным образом оформление хора (пространство перед алтарём), прототипом для всего проекта послужил французский собор в городе Санс;
  2. Даремский собор, 1093-1133 гг., собор планировался в романском стиле, но был перестроен в стиле ранней готики;
  3. Собор в Уэльсе, 1185-1240 гг., в последствии был перестроен в стиле украшенной готики.

Признаки: 1) Высокие узкие окна (ланцетовидные); 2) признаки романского стиля; 3) отсутствие «вертикализма» при сравнении с французскими постройками.

Освещение, текстиль и аксессуары в готическом интерьере

Для интерьера в стиле ранней готики характерны окна, обрамленные свинцом.  В этом случае шторы вообще не использовались. Для эпохи Средневековья характерны широкие шторы на всю длину окна, а также тканые занавески. В период поздней Готики приобрели популярность шторы из массивных бархатных тканей с орнаментом в виде стрельчатых узоров.  Для изготовления карнизов использовали дерево или железо.

В спальнях наиболее распространенным текстилем являются балдахины и покрывала, нередки и ковры ручной работы.

Что касается освещения, для готических интерьеров характерны массивные люстры, состоящие из обруча, металлических цепей и чашей для свечей.  В отдельных случаях использовались деревянные люстры. В период поздней Готики люстры начали украшать различными деталями в виде листьев, цветов и прочего. Часто использовались средневековые прототипы современных торшеров — стоячие металлические светильники. В дневное время свет в помещение проникал через окна в стенах и в потолке.

Для оформления готического интерьера характерны оружие, геральдические атрибуты, различные детали, напоминающие рыцарскую эпоху. Для создания атмосферы таинственности можно использовать фигуры и изображения в виде химер, драконов, ведьм и прочих мистических представителей. В помещениях с двумя и более этажами используются винтовые кованые лестницы. Атмосферу таинственности создают зеркала в массивных рамах, кубки и подсвечники из металла, камины, элементы декора из слоновой кости.

В целом, готический интерьер требует обширного пространства, поэтому его целесообразно оформлять в частных домах.

Классификация, разновидности витражей

Признак

Варианты
Временной период

Специального временного деления для витражных конструкций не существует, используют общую для всего стиля классификацию, в национальных традициях разных стран названия могут отличаться. Наиболее распространённой является французская периодизация:

  1. Ранняя готика. Технологии были в значительной степен заимствованы в предыдущей романской традиции. Отличие заключалось в больших размерах окон. Витражи состоят из множества сюжетных сцен.
  2. Зрелая или лучистая(в английской традиции называется «»). Окна с более сложной прорисовкой, акцент в витраже делается на один сюжет или изображение.
  3. Поздний период – пламенеющая или пламенная готика. Витражные рисунке в большей степени выглядят, как сложная художественная роспись по стеклу.
  4. Период готического возрождения XIX века.Появляется много витражей на светскую тему в жилых и общественных зданиях, которые изготавливаются с учётом современных (для 19 в.) технологий.
  5. Неоготика XX века. Современный витражи на разнообразную тему, зачастую отражают веяния моды времени, например, с авангардными сюжетами.
Национальные направления
  1. Французская готика считается эталоном стиля, так как именно во Франции зародился стиль и было наиболее развито витражное искусство.
  2. Английская готика изначально копировала французский стиль, но со временем появилось множество собственных уникальных элементов.
  3. Немецкий готический стиль(поздняя готика).  На месте современной Германии существовало множество автономных княжеств, поэтому «немецкая традиция» – это условное название, объединяющее несколько направлений. Также, этот стиль иногда называют международным, так как мастера по стеклу работали во многих странах одновременно, поэтому нельзя однозначно отнести их работы к какой-то конкретной школе. В целом, направление характеризуется глубокой прорисовкой рисунка с большим количеством оттенков, такие витражи больше напоминают произведения станковой живописи.
Тема витража

Большая часть изображений посвящена библейской тематике.

  1. Витражи, посвящённые какому-либо христианскому святому.
  2. Сложный сюжет на библейскую тему, например, группа иллюстраций к одной из книг Библии.
  3. Светская тематика, связанная с политической историей, историей правителей страны или историей города. Характерна для позднего периода и неоготики.
  4. Орнаментальный витраж без сюжета

Также, есть специфические изображения, как например, медальоны, посвящённые меценатам, на пожертвования которых изготовлен витраж.

По форме оконного проёма
  1. Классическое стрельчатое окно.
  2. Круглое окно-роза. Готическая розетка – обязательный элемент каждого французского собора, такой витраж является, как правило, центральным элементом фасада и интерьера. В английской традиции розы почти не использовались.
  3. Сплошное остекление. Вся стена оформляется рядом больших витражных окон. Например, Капелла Сант-Шапель во Франции.
Стиль оконных переплётов

Так как ранняя технология производства витражей изначально не позволяла делать полотна большой площади, оконную раму делили на части каменными стойками, так называемыми «». Очень быстро они стали неотъемлемой частью декора окна и украшались декоративным орнаментом «масверк».

Стиль орнамента со временем всё более и более усложнялся. Их также делят на ранний, зрелый и поздний. Самый сложный орнамент – поздний, украшения окна напоминают языки пламени, поэтому стиль называется «пламенеющим».

Кроме того, мастера витражисты знают множество специфических техник изготовления готических витражей. Так как стиль развивался несколько столетий подряд, технологии постоянно совершенствовались. Однако, такая классификация интересна только профессиональным мастерам, и эта тема выходит за рамки нашей обзорной статьи.

Готический стиль — признаки стиля, примеры интерьеров разных эпох (60 фото)

Готический стиль имеет множество особенностей, которые делают его абсолютно уникальным и непохожим ни на какой другой. Во-первых, не существует другого стиля просуществовавшего и развивавшегося почти десять веков. Во-вторых, ни один другой стиль не имеет такого глубокого религиозного подтекста: готика – это, в первую очередь, стиль католической архитектуры. Поэтому, все основополагающие элементы имеют теологическое значение. Со временем, религиозный смысл отошёл на второй план. Сегодня, когда мы отделываем интерьер загородного дома, у нас нет цели прославлять Господа. Однако, нельзя забывать историю и истинный смысле средневековых интерьеров.

История появления стиля и значение каркасной системы для архитектуры.

В XI веке европейские архитекторы сделали ряд революционных открытий. Они научились рассчитывать нагрузку на опоры здания при строительстве, что коренным образом изменило подходы к строительству и оформлению зданий. В предшествующий романский период возводились замки с толстыми стенами и маленькими окнами, инженеры просто не знали, как облегчить конструкцию так, чтобы не повредить её прочности. Понимание того, что в основу здания можно заложить базовую группу опор (каркас), которая станет основой строения, позволило совершить прорыв в архитектуре. Мастера осознали, как можно конструировать большие окна, создавать просторные помещения, наполненные светом и, самое главное, — сосредоточиться на декоративном наполнении интерьеров. Стало возможно украшать не несущие стены как угодно, не нанося ущерба их прочности.


Интерьер церкви Сен-Дени, первая крупная готическая постройка

Отложить

Автор

Элементы нового стиля появлялись постепенно в разных странах, но родиной готики считается Франция. Именно во Франции аббат Сугерий в XII веке провёл реконструкцию Церкви в Аббатстве Сен-Дени, настоятелем которого он был. Он использовал самые передовые и новаторские технологии, а к моменту освящения церкви изложил в богословском трактате все особенности и элементы нового стиля. Трактат «Об освящении Церкви Сен-Дени» считается «азбукой» готического стиля, с него началась новая эпоха в европейской архитектуре. Новая архитектура стала выражать христианскую идею духовности, вознесения, устремления ввысь, к небу. Входя в храм, человек видел ряд тонких, уходящих вверх колонн, которые завершались пучком ещё более тонких рёбер сводов (нервюр) как бы парящих в высоте.

На протяжении несколько столетий после появления, готика использовалась только в церковной архитектуре. Оформление жилых интерьеров в таком стиле считалось кощунственным. Технологии строительства и декоративного оформления интерьеров были настолько сложными и дорогостоящими, что на возведение собора уходило, зачастую, несколько столетий. Только к XV веку, появляются первые жилые готические здания, но позволить их могли только очень богатые люди.


Традиционный готический интерьер XIX века. Красный зал Замка в Леднице, Чехия

Отложить

Автор Замок Леднице

К концу XVI века готическая архитектура приходит в упадок, ей на смену приходит эпоха Возрождения с её интересом к античной греческой и римской культуре. Однако, спустя несколько столетий, к концу XVIII века, начинается бурный период возрождения средневекового стиля. Именно в XIX веке сложилось понятие светского жилого готического интерьера, которое сейчас считается классическим. Именно об этом периоде развития мы будем говорить в нашей статье больше всего, хотя коснёмся и других направлений.

Что означает термин «готика» (происхождение и значение)? Вплоть до XVI столетия стиль назывался «французским», по месту его зарождения. Однако, когда наступил новый период в искусстве, то средневековые постройки стали повсеместно называть убогими, отсталыми и страшными. Итальянский историк искусства Дж. Вазари предложил термин «Готика», который должен характеризовать варварскую культуру готов (дохристианских племён). Поэтому, «Готика» – это, ни что иное, как оскорбление и унизительное название культурного наследия средневековья.

Важное замечание! Многие путают классическую готику с мистическим «стилем готов» — это синтетический стиль XX века, который отличается мрачным дизайном и символами загробного мира. Прямого отношения к католическому христианскому стилю все эти «комнаты страха» не имеют и абсолютно не грамотно их смешивать


Не путайте традиционную готику с мистическим стилем готов. На фото НЕ классическая готика

Отложить

Автор

Выбор мебели

Массивная деревянная мебель в готическом стиле подойдёт для оформления как просторного, так и небольшого помещения.

В гостиной можно разместить массивные стулья, табуреты, шкафы, столы. Натуральный материал может быть не окрашен, приветствуется декоративная резьба. Интерьер спальной комнаты может быть дополнен кроватью с балдахином, изголовье также должно быть массивным.

Деревянные элементы в интерьере можно заменить коваными. Столы и стулья на кованых ножках подчеркнут роскошь и изящество оригинального стилистического направления.

Роскошная кровать в готическом интерьереИсточник tpg.ua

Необычные модели буфетов и шкафов на больших высоких ножках дополнят интерьер гостиной. Дверцы шкафов или фасады кухонного гарнитура могут быть украшены витражами. Отдельные декоративные элементы, украшающие мебель, можно покрыть золотой или серебряной краской.

Приветствуется наличие оригинальных потайных конструкций, например, ящиков, ларцов, сундуков.

Стильное оформление интерьера в стиле готикаИсточник goodfon.ru

Завершить стилизацию готического интерьера можно с помощью мраморных элементов, например, столешницы, больших зеркал, отделки камина натуральным камнем или мрамором.

Материалы, основные элементы и световое решение

Средневековые мастера украшали стены замков деревянными панелями ограниченной высоты с пикообразными выступами или ажурной деревянной резьбой, колоннами, устремляющимися ввысь, плиточной мозаикой. Потолочную фигурную лепнину расписывали красками или покрывали позолотой. Полы делали из досок или керамической плитки, но в целях теплозащиты их устилали коврами с геральдической тематикой, выразительными сценами охоты или аллегорическими изображениями.

Единственным средством отопления тогда были камины, поэтому зачастую их делали исполинских размеров. Сегодня большой ли камин, средний ли, он станет достойным оформлением гостиной, но не помешает и в спальне. Камин можно сделать доходящим до потолка, украсив проем топки пилястрами или колоннами – как раз в стиле «готики».

Для облицовки можно использовать камни, имитирующие булыжники, известняк, мрамор. Кстати, этот же материал можно применить для отделки стен квартиры, сделав часть стены каменной – «древней». Искусственный камень отлично подойдет и для обрамления дверного портала.

Не обойтись в интерьере без металлических элементов. Это может быть винтовая лестница, решетка для камина, кованая спинка кровати, канделябры, светильники, статуэтки, посуда, и даже рыцарские доспехи. Бронзовая или железная кованая люстра, висящая на низкой подвесе, напомнит дизайн средневековья. В те времена люстру внушительных размеров вешали в центре помещения. Сегодня люстры «готика-стиль» обыграны дизайнерами в разных вариантах с соблюдением характерных элементов.

Дополнительные источниками света служили подвесные светильники. В современном интерьере усилит эффект наличие настенных бра, а также свечей в металлических канделябрах или подсвечниках, расставленных в разных частях помещения. Добавят мистики драконы или фантастические чудовища на подсвечниках.

У одной из стен помещения можно поставить большой сундук или кофр, обтянутый кожей, украшенной сверху железной или бронзовой фурнитурой. Уместно над ним на стене повесить элементы королевских регалий, рыцарский герб и даже зеркало в металлической резной оправе.

Соблюдаем правила использования готики

Помещения, которые оформлены в современном готическом стиле, узнаются с первого взгляда. Для оснащения интерьера существует несколько непреложных, выразительных правил и особенностей.

Тем, кто никогда не сталкивался с готическим оформлением помещений, следует знать, что при первом знакомстве в душе и уме будет звучать только одно слово “Величие”. Это непреодолимое ощущение вызывают особые стилистические хитрости, а именно крупные архитектурные элементы. Главным признаком готики являются расширенные окна – они могут быть как закругленной, так и вытянутой формы, а также оформляться витражными стеклами или одним витражным узором на обычном прозрачном стекле. Потолки должны иметь своды. Если это не представляется возможным, то сводчатый вид можно создать искусственно.

Сводчатые потолки и высокие вытянутые окна – атрибуты готического стиля

Если говорить о готике в глобальном плане, то стены помещения не останутся голыми, ведь они должны нести свою собственную художественную и смысловую нагрузку. Список украшений практически безграничный – барельефы, резьба или красивая роспись, особые готические декоративные элементы, имеющие не совсем поэтичное название – “рыбьи кости”. Что это такое? Эти конструктивные элементы выступают из стен и образуют стык прямо под потолком. Конечно, для исполнения такого готического перфекционизма, потребуется очень большая площадь. В квартире придется обойтись другими, более доступными элементами, не уступающими по красоте и величественности.

Декоративный элемент “рыбьи кости” в современном прочтении

Итак, перейдем к созданию своего мистического, бесконечно загадочного и прекрасного стиля.

И начинать следует с полов, которые в готическом стиле могут быть каменными или сделанными из деревянных досок. Тут разгулу фантазии нет предела, ведь выбор декоративной плитки, из которой можно создать причудливую мозаику, просто огромен. А можно пойти дальше и создать дизайн пола, походящего на покрытие древнего храма – истертые временем камни можно состарить искусственно или приобрести покрытие с соответствующим дизайном.

Деревянный пол на кухне в готическом стиле

Следующий пункт оформления – окна. Они просто обязаны сыграть свою роль, и идеально вписываться в общий дизайн. Как это сделать? Если есть возможность, то обязательно расширить и удлинить проемы. Но можно обойтись и витражами, рисунком из цветных стекол или стрельчатым переплетом

Уделите особое внимание и рамам – их и откосы следует покрасить под металл (свинцово-серый цвет или использовать анодированный алюминий). Это позволит максимально приблизиться к изначальному готическому стилю, появившемуся много столетий назад

Современные окна в готическом стиле

Если говорить о двери, то над проемом идеально смотрелось бы окно-роза или его искусная имитация, имеющая реальные витражные вставки. В таком случае готический интерьер смотрелся бы еще реалистичнее.

Окно-роза

Многие заблуждаются, считая выбор цветовой палитры в готике скудным и серым. Оказывается, все совсем наоборот – яркая палитра присутствует в каждой детали средневековой и более поздней готики. Роскошный готический стиль получится при использовании лимонного, лазурного, зеленого, карминно-красного и других цветов.

Готический стиль в интерьере лимонного цвета

Ориентироваться в выборе нужно по выбранному витражу – использовать можно и малиновый, и фиолетовый, и ультрамарин, и медный цвет

Если задумка состоит в том, чтобы воплотить в жизнь мистическую, где-то магическую и слегка мрачноватую нотку, то при выборе цвета нужно обратить внимание на его глубину, густоту и “тяжесть”. Но и здесь выбор будет огромным: оттенки винного, кровавого алого, хвойного и очень насыщенного синего отлично подойдут

Обязательно используйте золотой и черный, так как они помогут завершить образ великолепия и размаха.

Современный интерьер готического стиля в “глубоких” тонах

Мебель и аксессуары для кухни в готическом стиле

В готической кухне наиболее важна мебель: деревянная, мощная и массивная, изготовленная из дуба, также в темных тонах. Высокие серванты с множеством остекления, серебряные или посеребренные ручки, стол на массивных ножках и стулья с металлической отделкой. Любителей не только готического стиля в архитектуре, но и субкультуры, вероятно, соблазнят элементы, относящиеся к вампиризму и ужасам, которые можно приобрести по запросу. Как и в любом стиле на грани артистизма, украшения в готическом стиле важны. Это могут быть:

  • серебряная посуда и столовые приборы;
  • набор белого фарфора;
  • хрустальный графин и стаканы;
  • старые черные часы с циферблатом и римскими цифрами.

В дополнение к выбору цветов, вы также должны позаботиться о внутренней отделке и соответствующих аксессуарах, которые идеально дополнят всю композицию. В помещениях, выдержанных в готическом стиле, хорошо подойдет деревянная мебель. Старый комод и длинный стол из темного дерева напоминают средневековую камеру. Также могут быть кресла и диваны в викторианском стиле. Следующим шагом в создании желаемого климата является покрытие окон тяжелыми шторами фиолетового или темно-зеленого цвета.

Вы также создадите волшебную атмосферу личного пространства, правильно подобрав освещение. Хорошим решением является использование декоративных, чугунных люстр и украшенных светильников. Большие зеркала в стилизованных рамах и металлические подсвечники, которые наполнят комнату несколько романтичной аурой, найдут свое место в готическом оформлении кухни. В зависимости от эстетических предпочтений вы также можете ввести мотивы драконов или горгулий, включенные в различные аксессуары, например, часы или фасады шкафов.

Готика в современной архитектуре интерьера переоткрывается. Это чрезвычайно элегантный стиль, который сочетает в себе таинственную замковую тьму и романтическую нотку. Пространство, которое использует готическое вдохновение, является предложением для людей, желающих, чтобы их квартира была немного отделена от реальности и создала волшебное убежище, наполненное сказочными мотивами.

Fancy Elegant Dark Kitchens Black Cupboard Chrome Backsplash

Image processed by CodeCarvings Piczard ### FREE Community Edition ### on 2013-11-21 17:19:20Z | http://piczard.com | http://codecarvings.com

Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства

В XIII веке в пригороде Парижа была возведена , при строительстве были использованы самые современные достижения архитектуры того времени. Так началась новая архитектурная эпоха в Европе. Поначалу стиль не имел конкретного названия, чаще всего его называли французским, но он быстро завоёвывал популярность во многих странах.

Интерьер церкви Сен-Дени, первая крупная готическая постройка

Появление новой архитектуры было связано с достижениями мастеров в области работы с камнем, в частности появлением каркасной системы возведения зданий. В предшествующую романскую эпоху основой любого здания были мощные стены и опоры, но инженеры научились рационально использовать материалы и распределять нагрузку только на опорные конструкции. Всё это дало возможность строить высокие здания с большими открытыми пространствами внутри. Также появились технологии изготовления витражей и декоративной обработки камня. Последнее, позволило украшать здания сложными орнаментами.

Собор парижской Богоматери

Крупнейшие готические соборы средневековой Европы:

  1. Нотр-Дам де Пари, строительство 1163-1365 гг., Франция, классический пример французской готики;
  2. Солсберийский собор, строительство 1220-1320 гг., пример ранней английской готики, самое высокое здание средневековой Англии;
  3. , строительство 1194-1260 гг., Франция, город Шартр, образец высокой готики, славится самым крупным набором витражей;
  4. Амьенский собор, строительство 1220-1269 гг., считается эталоном чистейшей французской готики;
  5. , строительство 1089-1499 гг., Великобритания, стиль перпендикулярная готика;
  6. , строительство 1258-1400 гг., Великобритания, образец украшательского стиля;
  7. , строительство 1221-1567 гг., Испания, уникальная испанская готика с элементами мавританского стиля;
  8. Миланский собор, XIV-XV вв., Италия;
  9. Санта Мария дель Фьоре, 1296-1436 гг., Италия, самый нестандартный собор готического периода, имеет множество оригинальных элементов: купол, фрески, мозаичные полы;
  10. Собор Святого Стефана в Вене, 1359-1511, Австрия, пример поздней немецкой готики.

За 400 лет в Европе появилось несколько сотен готических построек. Естественно, соборы – не единственный тип сооружений, также возводились монастыри (аббатства) и часовни (капеллы). Самая известная капелла средневековья – , где хранятся христианские реликвии. 

Капелла Сент-Шапель внутри

За много лет развития в готическом стиле сформировалось огромное количество декоративных направлений и их черт, здесь мы перечислим только самые общие.

Общие характеристики: 1) большие внутренние пространства; 2) Арки стрельчатой формы и стрельчатые формы вообще; 3) сложное декоративное оформление фасадов и интерьеров каменной резьбой; 4) витражи; 5) обилие орнаментов, главный из которых – масворк; 6) элементы оформления имеют религиозный символизм.

На фото ниже, представлены не только общие виды фасадов соборов, но и отжельные элементы интерьеров.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий