Десятки мер поддержки
Итоговая версия пакета мер поддержки отечественной ИТ-отрасли состоит в общей сложности из 64 идей, в отборе которых принимали участие свыше 200 экспертов из порядка 150 отечественных ИТ-компаний. Они поделены на девять тематических блоков и сведены сведенные в графическую систему, которая в среде авторов проекта получила неформальное название «Таблица Шадаева» (Максут Шадаев – глава Минцифры). Как сообщал CNews, она была сформирована в середине марта 2021 г.
От DevOps к TestOps: как ускорить процессы тестирования новых приложений и ПО
Интеграция
Блоки, из которых состоит таблица, это: общесистемные меры, отечественные решения для бизнеса, электронные образовательные сервисы, электронные медицинские сервисы, отечественное офисное ПО и ОС, обработка данных и облачные сервисы, решения в области искусственного интеллекта, больших данных и интернета вещей, производство отечественных компьютерных игр и российского профессионального видеоконтента, решения в сфере информационной безопасности.
Итоговый набор мер поддержки ИТ-отрасли
Восемь из девяти категорий состоят из трех-шести предложений. Самой объемной оказалась первая группа – «Общесистемные меры поддержки отрасли информационных технологий», она включает 23 меры поддержки.
В списке предложений есть мера по предоставлению иностранным программистам вида на жительство в России, если те будут готовы переехать в Россию для работы в отечественной компании. При этом они должны будут согласиться на российские условия труда, включая уровень зарплат, который не всегда может быть выше, чем в зарубежных фирмах.
В рамках второго пакета поддержки ИТ-отрасли власти также рассматривают меры по освобождению от уголовной ответственности, расширению списка льгот, введение нормативов для доступа бизнеса к государственным данным, а также дальнейшее стимулирование импортозамещения.
Еще одна мера поддержки, вошедшая в «Таблицу Шадаева» – это запрет на проверку ИТ-компаний различным надзорным органам, включая трудовую и противопожарную инспекции и Фонд социального страхования. Минцифры намерено внедрить этот запрет на уровне закона.
Меры поддержки охватывают и российских разработчиков ПО для настольных ПК и ноутбуков. Например, одна из них запрещает использование в школах софта, разработанного за рубежом, в том числе и продукции Microsoft. Как сообщал CNews, Минпросвещения и Минцифры уже готовят такой законопроект, и он может вступить в силу до конца 2021 г.
Позиция ЦКИКТ
По утверждению представителей ЦКИКТ, компания «Транснефть» до конца 2021 г. должна была внедрить от 30% до 80% российского ПО в зависимости от его категории. Это указано в плане Центра, согласованном еще в 2019 г. Напомним, что данная организация была основана в 2016 г., для решения тех или иных проблем, связанных с импортозамещением в российской ИТ-отрасли.
Что касается плана по импортозамещению, то в ЦКИКТ заявляют, что компания должна была рассчитать его вплоть до 2024 г. и согласовать его наряду со своей стратегией цифровой трансформации. «Помимо импортозамещения возникли вопросы относительно отсутствия электронного взаимодействия с подрядчиками и прозрачного доступа к информации о транспортировки нефти», – заявил глава ЦКИКТ, экс-замминистра связи Илья Массух.
ЦКИКТ выступил за жесткий контроль над «Транснефтью» в плане закупок ею иностранного ПО. В частности, Центр выступил с предложением о полном запрете таких закупок для нее вплоть до 2024 г. Организация также предложила «обязать ее соблюдать порядок обоснования невозможности закупки отечественного». «Речь идет об организации внешнего аудита закупок госкомпаний, так как сегодня обоснования невозможности соблюдения запрета на закупку иностранного софта проходят контроль лишь внутри компаний», – сказал Илья Массух.
Импортозамещение в законе
Наряду с постановлениями правительства импортозамещение опирается на законодательную базу. Так, в федеральном законе №44-ФЗ есть некоторые положения относительно закупок, которые устанавливают приоритет российских товаров (ч. 3 ст. 14; ч. 25 ст. 22; ст. 30.1). Также действуют несколько подзаконных актов при закупках в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ.
«Федеральные законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ регулируют закупки продукции государственными органами и компаниями с государственным участием. Это государственные и окологосударственные структуры, госкомпании и госкорпорации, ГУПы и АО, в которых более 50% уставного капитала принадлежит государству, а также некоторыми другими организациями, — рассказывает Евгений Архипов. — Цель — установить контроль государства за использованием бюджетных средств при госзакупках».
Таким образом, существует большой перечень заказчиков, которые осуществляют закупки по данным законам. Эти организации не могут свободно приобретать товары, продукцию и услуги, потому что они прямо или косвенно в той или иной степени финансируются из бюджета.
Единого закона об импортозамещении сетевого оборудования в нашей стране нет
Предпочтение отдается компании-поставщику, которая предложила наилучшие условия в тендере. Эти наилучшие условия определяются процедурой, которую предложил заказчик. Закупки вне конкурса осуществляются в очень ограниченных случаях. При этом Федеральный закон № 44-ФЗ строго регламентирует госзакупки, в то время как по Федеральному закону № 223-ФЗ заказчик имеет гораздо больше свободы.
«Согласно правилу, вступившему в силу с августа 2021 года, если в тендере присутствует хотя бы одна заявка с продуктами из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции, то предложения продукции не из этого реестра даже не рассматриваются. В противном случае закупка может быть признана несостоявшейся, и может последовать штраф», — поясняет Евгений Архипов.
Контролирующую функцию выполняет Минпромторг. Иных наказаний за нарушение этих положений, касающихся импортозамещения, законодательством не предусматривается. Соблюдение этих положений в значительной степени зависит от конкретной компании. Некоторые заказчики считают приоритетными закупки именно российского оборудования и при закупках рассматривают его в первую очередь. Наиболее строгий подход — к компаниям из «списка 91-р». Это акционерные общества с государственным участием, включенные в специальный перечень, утвержденный распоряжением правительства РФ от 23.01.2003 № 91-р.
Что можно было бы сделать иначе?
Россиянам приходится тратить больше денег на менее качественные продукты – и с точки зрения борьбы с бедностью в стране это выглядит не очень хорошо. Тем временем высокие чиновники говорят, что основная цель импортозамещения – не только насыщение внутреннего рынка, но выход на мировой.
С этим, однако, есть проблемы. Как отмечают эксперты, конкурентоспособность продукции зависит не только от доступности импортных аналогов – все упирается в импортное оборудование, которое эффективнее российского и позволяет экономить. Но чтобы создать с нуля производственную базу, нужно несколько лет – за которые подготовленное оборудование будет уже устаревшим.
Экономисты, чтобы повысить эффективность российского импортозамещения, предлагают сосредоточиться на 4 ключевых направлениях:
- нормативная база. Программы и дорожные карты социально-экономического развития должны быть максимально подробно расписаны, но главное – не забывать о промежуточном контроле и соответствующих поправках;
- инфраструктура. Мало разработать и произвести продукцию, ее нужно кому-то продать – и тут может помочь государство. Перспективными направлениями считаются технопарки, кластеры, особые экономические зоны, бизнес-инкубаторы, транспортно-логистические комплексы и не только;
- финансирование. Здесь все, как всегда – нужны льготные кредиты (многие кредитные программы для малого бизнеса в России не востребованы из-за плохой проработки), а также субсидии, гранты, лизинговые программы;
- маркетинг. Государство на федеральном и региональном уровнях может приложить больше усилий для продвижения товаров из категории «Сделано в России». Если в 2014-2015 годах на этом делали акцент, то сейчас импортозамещение постепенно уходит из информационного поля.
А еще государство должно признать, что политика импортозамещения в действующей ее версии недостаточно эффективна – но это уже вопрос скорее из сферы политики.
Насколько все получилось?
Импортозамещение – процесс длительный. Так, Россия отказалась от яблок из Польши, но чтобы нарастить производство своих, нужно несколько лет. Как минимум, чтобы выросли плодовые деревья, как максимум – чтобы создать или восстановить всю сопутствующую инфраструктуру. Но с момента крымских событий прошло уже 7 лет, а программа импортозамещения существует больше 6 лет – так что времени, чтобы дать хотя бы промежуточную оценку результатам, прошло уже достаточно.
На официальном уровне программу импортозамещения, конечно же, называют успешной – как минимум, об этом рассказывает пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. При этом чиновник посетовал на страны, которые ввели санкции – если бы не это, Россия не вводила бы ответные меры, а российские производители могли бы конкурировать с иностранными.
Тем временем, экспертные оценки показывают – больше всего от санкций (то есть, контрсанкций) выиграли сельхозпроизводители и представители IT-сферы.
Например, производство продуктов питания по годам показывает, что однозначного тренда нет – по большинству позиций производство выросло, но по каким-то есть спад. С другой стороны, рост совсем не такой, как обещали чиновники на старте программы:
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мясо крупного рогатого скота (свежее) | 220 | 190 | 178 | 199 | 185 | 203 | 195 | 205 | 227 | 242 | 248 |
Свинина (свежая) | 755 | 815 | 942 | 1232 | 1438 | 1655 | 1947 | 2171 | 2415 | 2491 | 2788 |
Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы | 2774 | 3028 | 3405 | 3610 | 3979 | 4340 | 4464 | 4839 | 4877 | 4840 | 4768 |
Изделия колбасные | 2439 | 2486 | 2533 | 2502 | 2475 | 2445 | 2436 | 2259 | 2282 | 2282 | 2361 |
Рыба живая, свежая или охлажденная | 1151 | 1395 | 1399 | 1461 | 1168 | 1176 | 1341 | 966 | 1001 | 954 | 968 |
Филе рыбное мороженое | 71,7 | 86,2 | 94,3 | 108 | 110 | 123 | 141 | 146 | 155 | 163 | 174 |
Замороженные овощи и фрукты | 24,5 | 38,4 | 40,2 | 45,3 | 45,8 | 55,4 | 71,7 | 62,6 | 55,9 | 83,7 | 100 |
Фрукты, ягоды и орехи сушеные | 3,5 | 3,8 | 4,1 | 10,1 | 12 | 12,2 | 11 | 15,6 | 16,8 | 22,2 | 24,7 |
Молоко | 4944 | 4926 | 5267 | 5386 | 5349 | 5449 | 5569 | 5390 | 5457 | 5425 | 5514 |
Сливки | 80,6 | 83,4 | 95,2 | 103 | 115 | 121 | 125 | 133 | 150 | 163 | 188 |
Творог | 377 | 383 | 396 | 371 | 387 | 416 | 410 | 486 | 501 | 469 | 491 |
Масло сливочное | 210 | 217 | 214 | 225 | 250 | 256 | 251 | 270 | 267 | 269 | 282 |
Сыры и продукты сырные | 437 | 432 | 451 | 435 | 499 | 589 | 605 | 464 | 467 | 540 | 566 |
Продукты кисломолочные | 2388 | 2318 | 2430 | 2521 | 2520 | 2445 | 2492 | 2896 | 2819 | 2793 | 2751 |
А как подсчитали независимые эксперты, за 8 лет с начала программы импортозамещения государство практически не удалось достичь поставленных целей – например, импорт молочной продукции сократился на 20% (хотя должен был сократиться на 30%), а по импорту овощей сокращение составило 27% вместо запланированных 70,3%. Россия по-прежнему остается нетто-импортером овощей и фруктов (и связано это больше с климатом).
Тем не менее, даже в Национальном рейтинговом агентстве отмечают – достижения в российском импортозамещении есть:
- импорт мяса и субпродуктов из стран Евросоюза сократился с 2,5-3 миллионов тонн в 2000-е годы до 600 тысяч тонн в 2020-м;
- растет выпуск мяса птицы (с 0,8 до 5,05 миллионов тонн) и свинины (с 1,6 до 4,25 миллионов тонн);
- производство рыбной продукции выросло с 3,68 до 4,21 миллиона тонн;
- производство товаров, попавших под санкции, внутри страны, было в 2,5 раза больше импорта из стран, не попавших под санкции. С другой стороны, доля импорта так и не снизилась ниже 30%.
С другой стороны, введенные контрсанкции не полностью перешли в импортозамещение – часть продукции теперь ввозится из других стран. Например, основным поставщиком молочной продукции стала Белоруссия, а рыбы – Чили и Фарерские острова. Овощи теперь поступают из Китая, а фрукты из Эквадора.
Что касается других сфер экономики, то в IT избавиться от импорта так и не удалось – Россия по-прежнему импортирует больше технологической продукции, чем экспортирует. Внутреннее производство до сих пор не очень развитое, а для некоторых импортных товаров до сих пор нет российских аналогов. Однако российское ПО сейчас лидирует в госзакупках, на него приходится уже больше половины объема.
На некоторые отрасли импортозамещение почти не повлияло – например, в фармацевтической индустрии на импорт приходится большая часть лекарств, российские препаратов продается всего 20% (а в госзакупках – 35%).
Одной из причин, как считает Мария Ермилова, стали ошибки в планировании программы импортозамещения – например, Фонд развития промышленности почему-то помогал не тем проектам, которые особенно нуждались в помощи:
Так что оценить, была ли программа импортозамещения успешной или провальной, нельзя – она слишком масштабна, чтобы давать такие простые оценки. Лучше попробуем определить сильные и слабые стороны программы.
Импортозамещение в сфере IT-технологий
IT-индустрия в России быстро и динамично растет. Многие отечественные ИТ-продукты хорошо известны за пределами нашей страны. Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Более 70% софта, используемого в России, является импортным, причем во многих сегментах имеется альтернативное Российское программное обеспечение ничуть не уступающее по качеству импортным аналогам.
Одним из важнейших факторов развития использования российских IT-технологий — это информационная безопасность. На данный момент сложившаяся экономическая ситуация внутри страны требует оперативного решения вопроса импортозамещения в этой сфере. Но это не так легко осуществить.
IoT-импортозамещение
Минцифры разработало новую меру поддержку российской ИТ-отрасли – она выражена в принудительном переводе устройств интернета вещей (Internet of Things, IoT) на отечественные операционные системы. Изменения, пишут «Ведомости», коснутся пока только IoT-устройств в регулируемых сферах.
Мера, предложенная Минцифры – это, как сообщили CNews представители ведомства, доработанная версия аналогичной идеи, принадлежащей руководству Центра компетенции по импортозамещению в сфере ИКТ в комплексе других инициатив, направленных на развитие импортозамещения. Данное предложение вошло во второй пакет мер стимулирования ИТ-сферы, который Минцифры подготовило совместно с участниками рынка. В настоящее время документ рассматривается в Правительстве России.
Нововведение затронет не только программную, но и в дальнейшем аппаратную составляющую устройств интернета вещей. В ведомстве утверждают, что обязательный перевод таких гаджетов на российские софт и «железо» повлекут за собой повышение безопасности интернета вещей в различных отраслях экономики, «чувствительных к киберугрозам», а также в различных государственных структурах.
На российское ПО переведут пока не все IoT-устройства
В случае если идея Министерства получит поддержку Правительства, то к сентябрю 2021 г. Минцифры может начать внедрять изменения в действующее законодательство, запрещающее использование IoT-гаджетов с иностранными ПО и электроникой в регулируемых сферах. К ним относятся, помимо прочих, ЖКХ и различные системы безопасности, включая противопожарные.
Что вообще включало в себя импортозамещение
О том, что России нужно производить товары, ввозимые из-за границы, начали много говорить только с 2014 года в связи с известными событиями. Но на самом деле политика импортозамещения имеет более долгую историю. Проблема зависимости от импортных товаров появилась еще в 90-е годы – как считают экономисты, всему виной стал переход от производства продукции с высокой добавленной стоимостью к продукции с высокой рентабельностью. Слишком сильное «увлечение» импортом бьет и по платежному балансу – особенно если экспортные товары дешевеют.
Более-менее системно решать проблему начали еще с 2012 года – то есть, как минимум за 2 года до Крыма и санкций. Тогда была принята Государственная программа развития сельского хозяйства на предстоящие 7 лет. Но в итоге программу пришлось пересмотреть – случились всем известные события, против России ввели санкции, а Россия ответила на них контрсанкциями (ведь отсутствие импортных продуктов – это запрет со стороны России, а не запада).
В правительстве начали усиленно готовить почву под программу импортозамещения: приняли новую версию программы, а в 2015 году создали специальную Правительственную комиссию по вопросам импортозамещения.
Что такое импортозамещение, и так понятно – это такая политика, при которой ввозимые из-за рубежа товары (или объекты интеллектуальной собственности) постепенно замещается тем, что произведено внутри страны. Импортозамещение преследует две основные цели:
- снизить зависимость от импорта (что в будущем смягчит политические и валютные риски);
- за счет запуска новых производств и модернизации уже имеющихся обеспечить устойчивый рост разных секторов экономики.
Обеспечить все это можно как искусственными ограничениями (заградительные пошлины или полный запрет на ввоз ряда товаров), так и стимулированием национального производителя (льготные кредиты, упрощенная сертификация, более простой доступ на рынок). В России с переменным успехом применяются оба метода.
На практике программа импортозамещения в России активнее всего реализуется в нескольких сферах:
- сельское хозяйство. В 2014 году оказалось, что Россия закупает за рубежом слишком много продовольствия – и часто в ущерб национальному производителю. Поэтому были введены контрсанкции, запретившие продукты из многих стран, в дополнение к этому государство поддержало отечественных сельхозпроизводителей. Это были и льготные кредиты, и субсидии, помогло и закрытие российского рынка от импорта;
- машиностроение. Несмотря на наличие серьезных машиностроительных производств, достаточно много промышленного оборудования и другой сложной продукции закупалось за границей. Здесь серьезных импортных ограничений не было, все свелось к активной поддержке производителей со стороны Минпромторга;
- информационные технологии. Создан реестр отечественного ПО, на него буквально в принудительном порядке переводят государственные учреждения, образование, медицину и другие сферы. К тому же развивается и производство «железа» – уже есть российские процессоры («Байкал», «Эльбрус»), правда, производятся они пока еще за границей;
- государственные закупки. Закупки стали одним из важных пунктов импортозамещения – правительство может буквально в ручном режиме управлять ограничениями на закупку товаров государственными учреждениями. Например, со второй половины прошлого года российские больницы могут закупать только российские средства индивидуальной защиты (маски и все остальное).
Программа по импортозамещению пока не выполнена, периодически правительство сдвигает сроки ее окончания по отдельным направлениям и пересматривает условия. Пока основной вопрос ко всему этому – финансирование. Как рассказывает доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Мария Ермилова, государство участвует в финансировании проектов импортозамещения в разных форматах:
С 2018 года основные программы развития в России включили в национальные проекты, поэтому финансирование импортозамещения теперь идет по конкретным направлениям.
Но вот другой вопрос – насколько это все было целесообразно – возникает в 2021 году все чаще.
Ускоренное импортозамещение
Правительство утвердило «дорожную карту» по внедрению в российскую промышленность отечественного ПО для автоматизации производственного процесса и управления бизнесом, пишут «Ведомости». Документ под названием «Новые производственные технологии» разрабатывался специалистами «Ростеха» и «Росатома». Он охватывает период до 2024 г. (то есть ближайшие два с половиной года) и затрагивает, помимо прочего, ПО для автоматизации проектирования промышленной продукции, системы управления бизнесом предприятий (ERP), системы взаимоотношения с клиентами (CRM), ПО для кадрового документооборота, а также программы для управления оборудованием, его ремонтом и обслуживанием и ряд других систем.
На запрос CNews о целях, которые преследует новая «дорожная карта», представители Минцифры России сообщили, что к ним относятся «развитие промышленного ПО и стимулирование его внедрения на предприятиях промышленности (вне зависимости от доли государственного участия)».
Представители аппарата российского вице-премьера Дмитрия Чернышенко заявили CNews, что дорожная карта «Новые производственные технологии» «предлагает рынку безболезненный план перехода на отечественное ПО, которое способно заменить зарубежные разработки и сделать предприятие независимым от внешних решений». «Российской промышленности по-прежнему отведена ведущая роль в структуре ВВП, это значит, что от работоспособности производства зависит не просто доходность отдельных структур, а экономический рост страны и благосостояние наших граждан», – добавили они.
Российская промышленность пока очень зависит от иностранного ПО
Новая «дорожная карта» нацелена в первую очередь на крупный российский бизнес. В качестве потенциальных потребителей российского промышленного ПО документ называет, помимо прочих, «Алмаз-антей» и «Роскосмос». В списке также есть и оператор «Ростелеком».
Интерес «Транснефти» к российскому ПО
«Транснефть» как ПАО была организована летом 1993 г. Учредитель компании – российское Правительство. Уставной капитал – 7,1 млн руб.
Это одна из крупнейших российских компаний в своей отрасли. По ее данным, она осуществляет транспортировку в пределах 82% всей добываемой в России нефти по территории страны и за ее пределами.
«Ред ОС» – не единственная российская система, которая интересует «Транснефть». Согласно годовому отчету компании за 2020 г., она тестировала два вида Astra Linux Common Edition, два типа Alt Linux, а также две модификации ОС ROSA Enterprise Linux. Подробности о тестировании и полученные выводы «Транснефть» в своем отчете не раскрыла.
ИТ-отрасль сомневается в успехе
Представители отечественных компаний по разработке ПО сомневаются в успешной реализации целей нового роадмапа. Как сообщил изданию исполнительный директор ассоциации «Отечественный софт» Ренат Лашин, в своем нынешнем виде «карта» нуждается в доработке. «Часть ее разделов не заполнена, необходимо будет уточнять многие показатели в процессе ее исполнения. Но показатель, закрепленный в плане, достижим и может быть даже перевыполнен при наличии финансовой и нормативной поддержки государства», – заявил он.
Замдиректора компании «Рексофт» Максим Кутузов отметил, что в настоящее время доля российского ПО в отечественной промышленности, минимальна. «В основном предприятия работают на западном софте, который разрабатывался десятилетиями, а потом еще годами кастомизировался под российского заказчика. Заменить существующие системы в короткий срок крайне сложно. Разработка такого уровня для промышленности – это вдумчивое и аккуратное проектирование, отработка пилотов, скрупулезное выявление всех недочетов, многочисленные интеграции со смежными системами и только затем промышленное внедрение», – сказал он «Ведомостям».
Ситуация усугубляется и неразберихой с интеллектуальными правами, считает руководитель отдела аналитики «СерчИнформ» Алексей Парфентьев. «Многие вендоры используют чужие библиотеки, движки, компоненты иностранного производства в составе своего решения, их доля часто доходит до 60-70%. Это означает, что номинально отечественное ПО в случае санкций не сможет обновляться или вообще перестанет работать», – сказал он изданию, подчеркнув, что в ряде случаев подобное может привести к серьезным последствиям. В качестве примера он привел ситуацию, когда оставшееся без обновлений или просто неработающее ПО обеспечивает работоспособность стратегического промышленного объекта.
Парфентьев добавил, что сомневается в успешном достижении главной цели «дорожной карты». Он не верит, что к 2024 г. 60% используемого российской промышленностью ПО будет отечественным.