Византийские мозаики из смальты. Ранневизантийский период
Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V век Характерной особенностью мозаик мавзолея Галлы является контраст двух люнетов. Сцена с Добрым пастырем исполнена в духе античной пасторали с намеренной умилительностью образов. Сцена с образом св. Лаврентия демонстрирует рождение нового художественного языка. Композиция ясна, отличается простой симметрией крупных форм. Изображение намеренно выведено на передний план. Начатки обратной перспективы создают иллюзию «опрокидывающегося» на зрителя пространства.
Баптистерий Православных в Равенне, V век Мозаичная живопись купола весьма эффектна. Фигуры апостолов показаны в движении. Крупность их шага подчеркивается широко расставленными ногами и изгибом бедер. Иллюзия пространства еще присутствует: поверхность, по которой ступают апостолы, выглядит более светлой, чем таинственный и бездонный синий фон основного изображения. Тяжелые и пышные одежды напоминают великолепие римских патрицианских одеяний. В апостольских хитонах варьируются только два цвета — белый, олицетворяющий свет, и золото — свет небесный.
Большой императорский дворец в Константинополе. V век В отличие от культовых сооружений эпохи пол Большого императорского дворца в Константинополе содержит большое число изображений бытовых сцен с участием людей и животных
Обращает на себя внимание фоновая мозаичная выкладка – сотни тысяч кусочков однотонной белой мозаики образуют причудливый узор, в котором поражают масштабы работ и аккуратность древних мастеров. Церковь Сан-Витале в Равенне, VI век В композициях господствует идеальная уравновешенность
Архитектурные формы, растительные мотивы, человеческие тела, уподобленные простейшим геометрическим фигурам, словно вычерчены по линейке. Драпировки не имеют ни объема, ни живой мягкости. Ни в чем нет живого ощущения вещества, хотя бы отдаленного намека на природное дыхание. Пространство окончательно утрачивает какое-либо сходство с реальностью
Церковь Сан-Витале в Равенне, VI век В композициях господствует идеальная уравновешенность. Архитектурные формы, растительные мотивы, человеческие тела, уподобленные простейшим геометрическим фигурам, словно вычерчены по линейке. Драпировки не имеют ни объема, ни живой мягкости. Ни в чем нет живого ощущения вещества, хотя бы отдаленного намека на природное дыхание. Пространство окончательно утрачивает какое-либо сходство с реальностью.
Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI век В изображении мучеников и мучениц четко прослеживается тенденция, которую можно назвать сакрализацией стиля. Изображение намеренно стремится отрешиться от каких бы то ни было конкретных жизненных ассоциаций. Исчезает даже отдаленный намек на воображаемое пространство или среду действия — все свободное пространство занимает бесконечный золотой фон. Цветы под ногами волхвов и мучениц играют чисто символическую роль и еще больше подчеркивают ирреальность изображенного.
Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI век Стиль мозаик обнаруживает явственные признаки западного вкуса. Формы абстрактны и нарочито упрощены, в композиции господствует линейный ритм. Широкие и бесплотные пятна силуэтов окрашены ровным цветом, только он, собственно, и сохраняет выразительность. Внешняя нарядность, цветовая звучность компенсируют анемичность и аморфность стиля.
Баптистерии
Кроме вышеописанных сооружений, в Равенне находится два баптистерия – арианский (Battistero degli Ariani) и православный (Battistero degli Ortodossi, или Neoniano).
Внутри данных сооружений, предназначенных для совершения таинства крещения, также можно встретить поразительной красоты мозаичные полотна. И те, и другие набирались примерно в одно время — вторая половина V — начало VI веков. Иконография изображений незамысловата: в сводах обоих зданий помещена сцена Крещения Христа, вокруг которой расположены фигуры двенадцати апостолов.
Разница замечается в деталях. Например, у апостолов в православном баптистерии имена подписаны, а у тех же учеников в арианском – отсутствуют.
Поэтому их сложно идентифицировать. Они вроде бы обладают некоторыми характерными чертами, но мы помним, что строгого канона изображения святых тогда не существовало. Это дает свободу интерпретации. Только Петр и Павел узнаваемы, так как в руках у них заметны их обязательные атрибуты: у первого – ключи от Рая, у второго – свиток .
Еще одно важное отличие заключается в разности истинно христианского и арианского вероучений, что отразилось в мозаичных изображениях. Христиане под крещением Христа понимают соединение Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Ариане уверены, что до момента крещения Иисус был простым человеком, и только в данном таинстве приобрел божественную сущность
Потому в арианском баптистерии на мозаичного Христа льется вода из клюва голубя, символ получения Иисусом новой природы
Ариане уверены, что до момента крещения Иисус был простым человеком, и только в данном таинстве приобрел божественную сущность. Потому в арианском баптистерии на мозаичного Христа льется вода из клюва голубя, символ получения Иисусом новой природы.
Замечательно в достопримечательностях Равенны то, что, глядя на здания снаружи, невозможно представить, какая мозаичная красота ждет внутри. Фасад построек никак не соотносится с интерьером. Так что, за порцией восхищения, восторга и удивления лучше отправляться именно сюда.
Готовим красивый эскиз для мозаики: процесс создания рисунка
Чтобы создавать что-то из маленьких частей необходимо точно знать, как должен выглядеть результат. А значит, прежде чем приступать к склеиванию мозаики, нужно иметь хотя бы простой рисунок.
Эскизы для таких работ могут быть разные. Возможно, использовать готовый рисунок в технике мозаика, как например цветок на фотографии выше. Или же самостоятельно стилизовать под подобный рисунок совершенно любую картинку, взятую из интернета, или даже вашу собственную фотографию. О том, как это сделать, вы подробно узнаете из видео в конце статьи.
Вы вполне можете нарисовать любую картинку карандашом своими руками, а потом просто заполнить ее мозаикой нужных размеров и цветов. На первый раз это вряд ли получится самым прекрасным произведением искусства, но с опытом ваши работы будут становиться все лучше и лучше с каждым разом. Особый почет вы заслужите тем, что ваша работа будет выполнена не по схеме, а импровизация ценится куда сильнее, чем четкое следование созданному плану.
Можно не просто использовать как отделочный материал на полу или на стене, но создать с ее помощью картину, произведение, которое можно будет в любой момент перенести из одного помещения в другое, тем самым меняя дизайн комнат по собственному желанию.
Для создания импровизированной картины в стиле мозаики вам понадобится несколько разноцветных плиток, оставшихся у вас или ваших знакомых после ремонта, или же купленных подешевле в строительном магазине как бракованный товар. Не стоит бояться слова “бракованный” ведь для создания картины вам все равно придется разбивать эту плитку на части.
Разведите клеевой состав и нанесите его на основу.
Палочкой слегка прочертите контуры рисунка. В примере это абстрактный водоворот, но вы можете создать композицию из цветов или бабочек или волшебных птиц — на что только хватит вашей фантазии. Начинайте укладку кусочков плитки с контуров рисунка, и потом переходите к заполнению пустого пространства.
Затирку вы можете выбрать совершенно любого цвета — ее состав очень легко колеруется. Наносите затирку резиновым шпателем, заполняя все щели. Через пару часов, после ее высыхания просто удалите лишнюю легкими движениями с помощью влажной губки.
Теперь вы можете оформить работу подходящей рамой и повесить на стену.
Подобные шедевры можно создавать не только из кафельной плитки, но и используя стеклянную мозаику, однако, при работе со стеклом необходимо соблюдать аккуратность, и проверить что бы затирка не царапала изделие.
Популярные темы сообщений
- Подсолнух
Подсолнух является однолетним растением. Длина стебля бывает до 3 метров, покрыт снаружи жёстким волосом. Внутри стебель выстлан мягкой, упругой сердцевиной, которую можно употреблять в пищу.
- Дарвин Чарльз
Чарльз Дарвин – один из величайших британцев в истории человечества и один из величайших учёных всех времён и народов. Он разработал теорию, которая фундаментальным образом повлияла на мировоззрение всех людей, и сколько бы креационисты не утверждали,
- Соболь
Соболь – это небольшой пушной зверек, который принадлежит к семейству куньих. Он красивый и изящный. Его шерсть гладкая, средней длины, имеет разные оттенки: почти черный, коричневый, светло-коричневый, песчаный и светло-желтый.
Византийские основы мозаичного искусства Киевской Руси
Харьковский национальный медицинский
университет
Стоматологический факультет
Кафедра истории украинской культуры
РЕФЕРАТ
На тему:
Византийские основы мозаичного
искусства Киевской Руси
Студентки Толчек Ю.Л.
I курс, группа 1
Харьков 2011
План
Введение
.
Художественные принципы и характерные особенности византийских мозаик
. Эпоха
Македонской династии в искусстве Византии. Македонское Возрождение
.1 Эволюция
программы церковной росписи в период Македонского Возрождения
.2 Приёмы и
хитрости мозаистов в период Македонского Возрождения
. Мозаики
собора святой Софии в Константинополе
.1 Общая
характеристика и периодизация мозаик
.2 Мозаики
апсиды и вимы
.3 Мозаики
южного северного тимпана
.4 Входная
мозаика нарфика
.5 Портрет
императора Александра
.6 Мозаика
южного вестибюля
.7 Мозаика
южной галереи
. Мозаики
собора святой Софии в Киеве
.1 Общая
характеристика мозаик
.2 Мозаика
Спаса Вседержителя (Пантократора)
.3 Мозаика
архангела в главном куполе
.4 Мозаика
«Христос Иерей»
.5 Мозаика
«Богоматерь Оранта Стена Нерушимая»
.6 Мозаика
«Евхаристия»
.7
Святительский чин
.8 Мозаика
«Благовещение»
Вывод
Введение
Вопрос о влияниях в развитии искусства не нов. С этим вопросом постоянно
сталкиваются все историки искусства. Действительно, чисто автохтонное развитие
искусства, не подверженное никаким внешним влияниям, практически никогда не
существовало. Поэтому, рассматривая историю искусства и культуры любой страны и
любого времени нужно изучать и все те явления, которые влияли на их развитие.
Неточное и дискредитированное понятие «влияние» уместно заменить словом
«диалог», ибо в широкой исторической перспективе взаимодействие культур всегда
«диалогично». Это позволяет напомнить абстрактную схему «диалога», в условиях,
когда первый из ее участников обладает большим запасом накопленного опыта, а
второй заинтересован усвоить себе этот опыт.
Данная
работа посвящена исследованию русско-византийского «диалога» в области
монументального изобразительного искусства, а именно, такого её вида как
мозаика, где роль первого участника исполняет Византийская империя, а второго –
Киевская Русь. Это исследование проводится на основе сравнения мозаичных икон
двух самых известных архитектурных шедевров, построенных в эпоху Средневековья
– собора святой Софии в Константинополе (Стамбуле) и собора святой Софии в
Киеве – и нахождения характерных особенностей, присущих как мозаичным
изображениям обоих храмов, так и последним каждого храма в частности. Следует
упомянуть, что мозаичные иконы обеих Софий были созданы на протяжении 867-1046
гг., которые охватывают период правления Македонской династии на территории
Византийской империи. Именно в это время византийские иконопочетатели после
окончательного установления победы над ересью иконоборчества
(религиозно-политическое движение в Византии в VIII
<#”803006.files/image001.jpg”>
Византийская
мозаика
2. Эпоха
Македонской династии в искусстве Византии. Македонское Возрождение
Эпоха Македонской династии (867-1056 гг.) является поворотным этапом в
развитии византийского искусства. Именно в эту эпоху происходит перелом,
логическим следствием которого была выработка классического византийского
стиля. После тревожных, бурных времен иконоборчества наступает относительно спокойный
период. Крепкая централизованная власть, опиравшаяся на разветвленный
бюрократический аппарат, с железной последовательностью утверждает свое
господство, стремясь и в искусстве утвердить единый, монополизированный двором
стиль. (Лазарев В.Н.)
Стилистический эффект
В качестве фона выступают крупные элементы в светлой цветовой гамме. Он может быть классическим. Нередко материал имитирует однородный камень. Узоры и фигуры создают из частиц мозаики различных размеров. В зависимости от типа изображения используют дополнительные элементы для оформления контура. Посредством частиц разного размера удается создать оригинальное изображение.
Данный элемент декора может стать привлекательным акцентом. Расположите мозаику на крупной стене или полу: она не останется без внимания. Композиция придает декору элементов нарядности. Чтобы прочие декоративные элементы не отвлекали, рекомендуется оформить мозаику на открытой стене без картин и прочих предметов. Желательно сочетать мозаику с однотонным и однородным покрытием. Если вы планируете украсить пол в просторной комнате, разместите мозаику по центру.
Ранний период
Мозаичный потолок шестого века в базилике Сан-Витале в Равенне, Италия
Обращение Константина в христианство привело к обширному строительству христианских базилик в конце 4-го века, в которых мозаика пола, стен и потолка была принята для христианского использования. Самые ранние образцы христианских базилик не сохранились, но мозаики Санта-Констанца и Санта-Пуденциана , относящиеся к 4-му веку, все еще существуют. В другой великой константиновской базилике, церкви Рождества Христова в Вифлееме , частично сохранился оригинальный мозаичный пол с типичными римскими геометрическими мотивами.
Правление Юстиниана I в VI веке совпало с первым золотым веком Византийской империи. В 537 году он завершил строительство нового патриаршего собора в столице Константинополе, который станет глобальным центром Православной церкви: Святой Софии . В то время это было самое большое здание в мире и считалось воплощением византийской архитектуры . Собор был полностью украшен, несомненно, одними из самых невероятных образных мозаик того времени, но, к сожалению, все они были разрушены во время последовавших за этим иконоборцев . Самые старые мозаики, которые существуют сегодня в соборе Святой Софии, датируются 10–12 веками, а не этим ранним периодом.
После того, как Рим был разграблен , Равенна стала столицей Западной Римской империи с 402 до 476, когда империя рухнула после того , как захвачен Теодорихом Великого и остготы . В то время как Равенна находилась под контролем готики, арианские покровители приступили к известной программе строительства часовен и баптистерий в Равенне. В 535 году город был завоеван Юстинианом I , который создал Экзархат Равенны , фактически сделав Равенну центром византийской власти на итальянском полуострове. Православные епископы под руководством Юстиниана продолжили и расширили строительство базилик до соседнего портового города Класс , заказав одни из лучших мозаик в мире. Сохранившиеся памятники, некоторые из которых предшествуют Экзархату, включают базилику Сан-Витале , архиепископскую часовню , арианский баптистерий , неонийский баптистерий , мавзолей Галлы Плацидии , базилику Сант-Аполлинаре Нуово , мавзолей Теодорика и базилику Сан-Диего. – Аполлинара в классе . Все восемь этих памятников внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО как великолепные образцы раннехристианского мозаичного искусства.
Мозаики 4-го века в Ротонде в Салониках , Греция, которые являются одними из самых ранних сохранившихся образцов раннехристианского мозаичного искусства.
Хотя это может быть самый известный, Равенна отнюдь не единственное место, где сегодня хорошо сохранились ранневизантийские мозаики. Город Салоники в Греции был вторым по значимости городом империи как по богатству, так и по размеру, и, как и Равенна, его раннехристианские памятники были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Шедевры раннего мозаичного искусства в Салониках включают церковь Осия Давида , храм Святого Деметрия и Ротонду .
Кроме того, археологические открытия XIX и XX веков позволили обнаружить множество ранневизантийских мозаик на Ближнем Востоке , в том числе карту Мадабы в Иордании, а также другие образцы в Египте, Ливане, Сирии, Израиле и Палестине.
Минологий Василия II
Начало XI века. Ватиканская библиотека
20 тысяч мучеников никомидийских. Миниатюра из Минология Василия II. Начало XI века
X–XI века в Византии стали временем больших агиографических Агиография — совокупность житий святых и других жанров, посвященных жизни и деятельности святых, таких как чудеса, мученичества и проч. проектов вроде минология Минологий — сборник житий святых, расположенных в порядке их поминовения в течение литургического года (с сентября по август). Симеона Метафраста, стилистической унификации житийных текстов и составления сборников, свободных от доиконоборческих маргинальных сюжетов.
Рукопись, ныне хранящаяся в Ватикане, была задумана как роскошный иллюстрированный сборник житий святых, преподнесенный императору (976–1025). Каждое житие занимает всего 16 строк на странице, тогда как остальная ее часть отведена под миниатюры. Это уникальный для византийского книгописания случай подчинения текста изображению: миниатюры были написаны первыми (на нескольких страницах область текста так и осталась пустой). Кодекс сохранил имена восьми художников, трудившихся над созданием 430 иллюстраций — беспрецедентный материал для анализа не только почерка мастеров, но и вопроса об их кооперации внутри артели.
Минологий Василия II — блистательный пример зрелого византийского искусства: на миниатюрах с портретами святых и сценами их мученичества найден тонкий баланс между имитацией реальности, характерной для Античности, и средневековой условностью и аскетичностью. Естественные, свойственные природе формы превращаются в геометрические; мягкие полутона — в золотой ассист Ассист — линии, нанесенные золотом по красочному слою. Символизирует божественный свет.; лица с индивидуально-конкретными чертами — в застывшие симметричные лики.
Флоренция
Флорентийская мозаика Pietra Dura (с итальянского – «поделочный камень») — уникальная техника, самая сложная из существующих. Это древнейшее искусство, в основе которого положена работа с каменными пластинами.
Флорентийская мозаика была особенно популярна в XVI-XIX вв. В конце XVI в. В город были приглашены мастера из Милана, в котором создание изделий из камня в тот период времени процветало. Покровителями мастеров выступали члены семьи Медичи, которые создавали первые мастерские и впоследствии стали главными заказчиками.
- В работе использовали полудрагоценные камни — тигровый глаз, аметист, малахит, лазурит, гематит, яшму, мрамор, авантюрин, горный хрусталь, агат, халцедон;
- Проект рисунка создавался с учётом особенностей фактуры и естественного узора камней;
- Форма плиток не ограничивалась классическим прямоугольником;
- Платины укладывались настолько плотно друг к другу так, что зазор отсутствовал;
- Технику использовали для украшения стен, элементов мебели (столов, шкафов), шкатулок, шахматных досок;
- Филигранность исполнения («каменная картина»), сложность и реалистичность композиции. Мастера создавали марины, натюрморты, пейзажи, аллегорические сцены.
Мозаика, выполненная во флорентийской технике на створках деревянного шкафа, из 20000 цветных камней (яшмы, лазурита, мрамора, амазонита и прочих). Петергофская гранильная фабрика. 80-90-е гг. XIX в.
Древняя мозаика Рима стала базой, которой воспользовались будущие поколения мастеров. Но в то же время римская мозаика как искусство, как технология была заимствована у греков. В работе используются кусочки смальты или мелкого камня — преимущественно мрамора и других натуральных камней — в форме квадрата или прямоугольника. Традиционно римская мозаика использовалась для декора стен и полов помещений (и публичных, и частных).
Самая древняя мозаика датирована II в. до н.э. и найдена на греческом острове Делосе. Первые образцы – геометрические орнаменты, набранные из целых необработанных камней. Позднее появились стилизованные изображения людей и животных.
Известны следующие техники:
- Opus tessellatum, при которой в работу шли тессеры (каменные осколки) размером свыше 4 мм;
- Opus vermiculatum, для которой брали тессеры величиной не более 4 мм, что позволяло прорисовывать мелкие детали;
- Opus sectile, сочетавшую и крупные и мелкие пластины;
- Opus regulatum, где картины формируются из кусочков породы одинакового размера, выложенных ровными линиями.
- Светлый фон, хаотично набранный из однородных камней;
- Декоративные элементы (узор, фигуры) формируются за счёт более мелких фракций;
- Цветовая гамма картины ограничивается финансовыми возможностями заказчика – чем монументальнее проект, тем он дороже, тем более разнообразный материал используется, тем лучше художник может показать своё искусство и мастерство.
Мозаика: ренессанс
“Взятие крестоносцами Константинополя в 1204 г. было самой большой катастрофой, которую пережила Византия на протяжении своего долгого существования”, – говорит В. Н. Лазарев в “Истории византийской живописи”. Греческие художники, не будучи в состоянии переносить бесчинства крестоносцев, разбегаются по разным странам. Установился период второго, так называемого Палеологовского ренессанса, длившегося около двух веков, в течение которых византийские искусства, в том числе и мозаическое, расцвели пышным цветом в последний раз. Глубокие социальные потрясения, кризис всей феодальной системы, переживаемый Византийской империей в эту эпоху, нашли в монументальной живописи свое наиболее полное отражение. В мозаиках этого времени сквозь схематизм официального церковного искусства проглядывает стремление живописцев к изображению человека со всей глубиной и сложностью его переживаний. Наряду с этим намечается постепенный отход от монументальности, столь характерной для византийской живописи предшествующих столетий. Самым ранним и бесспорно самым значительным памятником палсологовской живописи XIV в. являются знаменитые мозаики монастыря Хора (Кахриэ-Джами) в Константинополе. Они характеризуются свободным и естественным расположением человеческих фигур, их органической связью с пейзажем и архитектурой, на фоне которых развертывается изображаемое действие. Небольшие, изящные фигуры, полные внутренней сосредоточенности, отражают стремление художника к жанровости, интимности и передаче тонких душевных переживаний. На этих мозаиках в реальном трехмерном пространстве размещены изящные, легкие формы архитектурных строений, которые подчеркивают ритм в расположении и движении фигур. Особенно хороши грациозные женские образы этих мозаик, проникнутые тонким лирическим настроением. Мозаики Кахриэ-Джами характеризуются богатейшей палитрой своих переливающихся тонов и в цветовом отношении причисляются специалистами к высшим достижениям мозаичного искусства. В отношении техники выкладки эти мозаики, как и вообще все поздне-византийские произведения этого жанра, отличаются применением мелких кубиков смальты правильной однообразной формы, с тщательно отшлифованными боковыми гранями, вследствие чего сетка швов мозаического набора мало заметна. Палеологовский ренессанс замыкал собой большой культурный цикл, представляя последний, заключительный этап в его развитии. С завоеванием Константинополя турками в 1453 г. рухнул замечательный культурный центр. Для византийского искусства это явилось ударом, от которого ему уже не суждено было оправиться. С этого времени на территории бывшего Византийского государства не было создано ни одного сколько-нибудь значительного произведения искусства, в том числе мозаического.
Особенности византийского стиля
Как уже упоминалось выше, главной особенностью византийского стиля служил золотистый фон, который присущ для большинства картин. В качестве техники набора применяется обычно прямой набор. Еще одной особенностью мозаичных панно выполненных в византийском стиле, является наличие четких контуров каждого объекта представленного в картине. Как правило, чтобы добиться этого, для контура использовались кубики мозаики, выкладываемые в ряд. Если картину разглядывать с большого расстояния, то такие контуры позволят сделать действующих персонажей более заметными на золотом мерцающем фоне.
Византийская мозаика
Презентацию подготовила
Канева Татьяна Васильевна
учитель истории МБОУ «СОШ с. Петрунь»
Г. Инта, Республика Коми
История восходит к третьему или четвертому веку нашей эры. Именно этим временем датируются одни из самых древних образцов мозаики.
- Смальта.
- По сути, этот материал был стеклом, в которое добавляли частицы металлов для придания ему определенных оттенков. Так с добавлением золота, стекло приобретало золотой блеск. Именно этот блеск, побудил многих мастеров выбирать золотую мозаику для фона картин.
Византийцы с помощью простых инструментов элементам мозаики придавали элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно. И все же основным мозаичным элементом стали кубики.
Ещё в расплавленную массу смальты добавляли в разных соотношениях медь и ртуть. Так древние мастера добивались того, что частички мозаики приобретали различные оттенки, необходимые для создания композиции.
Еще одной особенностью является наличие четких контуров каждого объекта представленного в картине. Если картину разглядывать с большого расстояния, то такие контуры позволят сделать действующих персонажей более заметными на золотом мерцающем фоне.
Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь).
Мозаика в современности
Большинство приемов византийской мозаики используется и в современных мозаичных композициях.
Мозаика в современности
Византийская мозаика остается
одним из основных видов художественно – декоративного искусства современности.
В провинциальном городке, расположенном на берегу Адриатического моря, часто менялись правители, и каждый из них старался украсить Равенну новыми дворцами и храмами, в результате чего итальянская жемчужина становится главным центром архитектурного искусства страны. Расположенная между Востоком и Западом, она является настоящей сокровищницей уникальных исторических памятников, восемь из которых находятся под защитой ЮНЕСКО.
Однако главной достопримечательностью благословенной Равенны считается ценнейшая мозаика, которую наблюдаешь буквально повсюду. Качество ее исполнения удивляет и очаровывает каждого, кто прикасается к культурному наследию города с богатым прошлым.
Этапы развития византийского искусства в мозаике
История византийской мозаики насчитывает много веков. Первые найденные образцы смальты датируются I и II веком до н.э. А наиболее древние из сохранившихся мозаик относят к III-IV векам. Самые известные древние образцы византийского мозаичного искусства считаются изображения в Равенне и в Айе-Софии, Константинополь.
В Киеве тоже найдены образцы древней смальты. Считается, что древнерусские мастера работали под руководством художников Византии. Своего пика это искусство достигло именно в период расцвета Империи. Далее приемы укладки картин распространились на многие страны Европы.
Вообще, искусство Империи оказало огромное влияние на культуры всей тогдашней и даже последующей Европы. Считается, что в период иконоборчества в Империи (в VIII – начале IX века) уничтожили все древние изображения.
Остались только те, на которых были изображены геометрические фигуры и кресты. Но потом, когда с иконоборчеством было покончено, искусство сложения картина с фигурами и ликами святых возродилось. И усовершенствовалось, достигнув почти небывалой красоты и изящества форм.
Однако с завоеванием Константинополя турками-османами, древние фрески Софии были на многие века замазаны штукатуркой или испорчены. В 1929 году Ататюрк приказал привести собор в порядок, отреставрировать и превратить в музей. Благодаря этому, многие древние украшения были спасены от полного исчезновения и восстановлены.
Мавзолей Галлы Плацидии
По аналогии с базиликой Сан Витале, убранство мавзолея (Mausoleo di Galla Placidia) создавалось сразу после завершения возведения самого здания, то есть в первой половине V века.
Усыпальница предназначалась для дочери римского императора Феодосия Галлы Плацидии (ок. 380-450). Она и сама успела побывать в роли правительницы: в 425 году ее приставили регентшей к малолетнему сыну, провозглашенному государем Валентинианом III. До 437 года, до совершеннолетия отпрыска, Галла единолично руководила Западной Римской империей. В течение всей своей жизни она покровительствовала Церкви, активно участвовала в распространении и утверждении новой веры.
Мозаики, занимающие всю верхнюю часть мавзолея, несут в себе главную идею христианского учения – торжества вечной жизни над смертью. Символ этой победы – крест. Его мы видим прямо в центре усыпальницы, в своде купола, представляющем собой небеса с золотыми звездами. Ниже, по четырем углам, расположены евангелисты в уже знакомом нам символическом облике.
Загвоздка в том, что апостолов в люнетах восемь, а не двенадцать.Четыре других ученика вплетены в орнаментальный узор нижних сводов.
Нельзя не обратить внимание на изображения чаш и фонтанов, располагающихся чуть ниже. Из них пьют воду голуби. Это один из самых растиражированных фрагментов мозаичного убранства мавзолея
Сюжет можно встретить на многочисленных открытках, магнитах и прочей сувенирной продукции. Тем не менее, сцена обладает глубоким смыслом: пьющие воду птицы олицетворяют собой человеческие души, приобщающиеся к христианскому учению
Это один из самых растиражированных фрагментов мозаичного убранства мавзолея. Сюжет можно встретить на многочисленных открытках, магнитах и прочей сувенирной продукции. Тем не менее, сцена обладает глубоким смыслом: пьющие воду птицы олицетворяют собой человеческие души, приобщающиеся к христианскому учению.
Наконец, в люнетах, располагающихся прямо над пустой каменной кладкой стен, помещены два сцены весьма интересного содержания.
На южной стене мы видим человека в белых одеждах, с крестом в правой руке и книгой в другой. Он направляется к пылающей огнем решетке.
Слева от нее стоит раскрытый шкаф, где на полках видны книги: четыре Евангелия. Изображение неоднозначное, по поводу личности святого до сих пор ведутся споры. Самая популярная версия заключается в том, что это святой Лаврентий. Решетка истолковывается как орудие его казни, книга в руках – Псалтырь, а крест здесь выступает богослужебным предметом. Псалтырь и крест говорят нам о дьяконском сане святого Лаврентия, а четыре Евангелия выступают символом всего христианского учения.
Непосредственно над входом, уже в северном люнете, изображение Христа в лице Доброго Пастыря.
Данная иконография сложилась еще в I-II веках, а сам образ возник на основе слов евангелистов – Господь собирает христианскую Церковь, как пастух (пастырь) собирает вокруг себя собственное стадо.
Византия
Самая древняя мозаика Византии датирована III-IV вв. н.э. Золотое время данной технологии приходится на VI-VII и IX-XIV вв. н.э. Учитывая дороговизну материалов и работы, основным заказчиком мозаики Византии была католическая церковь. Великолепная древняя мозаика сохранилась в храмах Италии (в Равенне, Монреале, Чефалу) и Турции (в Соборе святой Софии в Стамбуле). Основные мотивы – библейские сюжеты.
Византийская мозаика – это эталон, она характеризуется высоким художественным мастерством. Изображения точны, предпочтение отдаётся большим полотнам, учитывается эффект масштаба: удалённость зрителя, его местоположение. Отличительная черта рисунка – наличие контура у каждого изображённого объекта. Цель приёма – зрительно выделить элемент на общем, чаще золотистом, фоне при просмотре с большого расстояния.
Мозаика «Христос Пантократор». Кафедральный собор епархии Чефалу (Италия, о. Сицилия). 1145-1148 гг.
Древняя мозаика, созданная византийскими художниками, отличается соблюдением пропорций, особенно при изображении человеческого тела, представляемого даже в динамике. Рисунок создаётся объёмным, но эффект нивелируется наличием контура.
Мастера в своей работе использовали смальту – цветное стекло. Технология основана на добавлении к стеклу оксидов металлов, придающих плитке необходимый цвет. В мастерских получали до нескольких сотен различных оттенков. Материал для мозаики в Византии был очень дорог. Для создания панно прибегали к смальте с добавлением сусального золота, подмешивали медь и ртуть. Технология характеризуется плотностью расположения пластин (небольших квадратов, реже иной формы) и применением прямого набора при их укладке. Готовое полотно имеет неровную поверхность и характерный блеск.